facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Отношение Ислама к спиртному

0

 Пьянство — это одна из самых страшных социальных болезней. Мусульманам запрещено употреблять спиртное. В аятах и хадисах алкоголь обозначен словом «хамр», то есть брага, получаемая в результате брожения винограда, фиников, ячменя и некоторых других продуктов. Этот процесс меняет первоначальную природу продукта, выделяется алкоголь, который и опьяняет людей. Спиртное наносит вред здоровью человека, затмевает его разум и ведёт к духовной деградации.

Пьянство не является проблемой лишь современного общества. В человеческой истории алкоголь всегда присутствовал. Более того, этому пороку в своё время были подвержены даже некоторые сподвижники Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Но употребление горячительных напитков было запрещено постепенно, в несколько этапов. Всевышний Аллах справедлив и учёл социальные условия того времени. Иначе, по словам благочестивой Айши (радыяллаху анха), «люди бы не смогли отказаться от спиртного». Прежде всего Всевышний упоминает о большом вреде и греховности употребления дурманящих напитков, но также говорит о некоторой пользе. Потом Аллах ниспосылает аят с требованием не приближаться к намазу в нетрезвом виде: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [и ждите], пока не станете понимать то, что говорите. [Не творите молитвы] в состоянии осквернения, пока не совершите [предписанного] омовения, если только вы не находитесь в пути. Если же вы больны или же в пути, если кто-либо из вас вернулся из нужника или же имел сношение с женщиной и если вы не найдете воды, то совершайте омовение чистым мелким песком и посыпьте им ваши лица и руки [до локтей]. Воистину, Аллах — извиняющий, прощающий.» (Сура «Ниса», 4 / 43). Наконец, после того, как люди достигли определенного уровня сознания и общество стало готово отказаться от алкоголя, Он ниспослал аят, в котором окончательно запретил спиртное: «О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам — скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете.» (Сура «Маида», 5 / 90).

Этот аят был прочитан Омару ибн Хаттабу (радыяллаху анху). Всевышний дал ясно понять, что пьянство — это одно из деяний шайтана, и следует испытывать отвращение к спиртному, чтобы обрести спасение. После чего для усиления категоричности запрета Аллах ниспослал другой аят, где просит мусульман дать слово навсегда отказаться от спиртного: «Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвенного обряда. Устоите ли вы [перед ними]?» (Сура «Маида», 5 / 91).

После этого мусульмане вылили годами хранившиеся у них дома спиртные напитки. Несмотря на пристрастие к выпивке они придавали большее значение предписаниям Аллаха, чем своим собственным слабостям.

Но почему Всевышний упомянул о пользе спиртного? Это связано с экономической деятельностью арабов, которые задёшево покупали алкогольные напитки в Сирии и втридорога продавали у себя в Хиджазе. Это и есть польза, о которой говорится в аяте, но Аллах предупреждает, что вреда от спиртного гораздо больше: «Они спрашивают тебя о вине и майсире. Отвечай: «И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что же им расходовать. Отвечай: «Излишек [, который остается у вас]». Так разъясняет вам Аллах знамения, — может быть, вы поразмысли» (Сура «Бакара», 2 / 219). Между тем, некоторые полагают, что спиртное помогает при лечении болезней. Но наивно думать, что дурные и вредные напитки могут принести какую-либо пользу. Об этом говорится в хадисе. Как-то раз к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) пришёл Тарик ибн Сувайд аль Джуфи (радыяллаху анху) и услышал, что спиртное запретно, то воскликнул: «Я использую алкоголь лишь в лечебных целях». На что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Воистину, хамр (спиртное) не несёт исцеление, он несёт болезнь».

Употребление спиртного — порок, который разрушает человека физически и духовно, подрывает устои общества, развращает и растлевает молодежь. Пьющие родители отрывают деньги из семейного бюджета и предпочитают спиртное самым близким людям. Попавший в лапы к зелёному змию человек готов оставить их без средств к существованию, только бы купить выпивку. Ему уже не до жены и детей. Поэтому смысл запрета Всевышнего — не дать истратить деньги на спиртное, которое сначала приносит удовольствие, но в итоге ведёт к краху. До Ислама арабы, употреблявшие вино в умопомрачительных количествах, продавали даже коз, главный источник пищи своих грудных детей. К сожалению, и сегодня есть немало людей, до утра просиживающих в барах. Такой неправильный пример видят подростки, и некоторые со временем попадают в капкан к алкоголю.

Спиртное разрушает нервную систему человека. Даже те мусульмане, которые по своей природе не являются агрессивными и злобными, под воздействием спиртного теряют человеческий облик. И что ещё более печально, выпивший даже не подозревает, как дурно себя ведёт: просто потом не может ничего вспомнить. В результате из-за пьянства даже между близкими людьми возникает отчуждение. Таким образом, ещё одна мудрость запрета Всевышнего — сохранить нормальные отношения в обществе и предотвратить распространение ненависти и злобы. Об этом говорится в хадисе. Сподвижник Атабан ибн Малик (радыяллаху анху) зажарил верблюда и пригласил в гости своих друзей. Среди них был и Сад ибн Абу Уакказ. Гости испытывали друг к другу самые тёплые дружеские чувства. Они начали кушать и распивать спиртное, затем стали хмелеть и принялись декламировать стихи. Когда же они в рифмах начали восхвалять себя и поносить других, под воздействием алкоголя дружеское отношение быстро улетучилось и завязалась массовая драка. Один из ансаров ударил Сада ибн Абу Уакказа верблюьжей челюстью. Он, истекая кровью, пошёл жаловаться к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). В результате этого случая был ниспослан 90 аят суры Маида.

Существует ли мера в потреблении алкоголя? Как говорил об этом Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям): «То, что опьяняет в большом количестве, запретно и в малых количествах». Поэтому несостоятельны высказывания наподобие «я пью в меру, тут ничего такого нет, это не должно быть запретным». Такие люди лишь ищут оправдание своим слабостям. Лабораторные исследования показали, что испытуемые, привыкшие употреблять алкоголь в малом объёме, со временем увеличивали дозу. Поэтому в Исламе абсолютно запрещено пить спиртное, чтобы предотвратить привыкание и дурные поступки.

Харамом считается всё, что пьянит и дурманит сродни алкоголю. Всё больше разновидностей выпивки появляется день ото дня. По этой причине у людей может возникать вопрос: а какие виды спиртного на самом деле запрещены мусульманам? В хадисе говорится: «Всё, что пьянит — хамр (спиртное) и любой хамр — харам (запретно)». Специалисты по исламскому праву методом сопоставления пришли к единодушному мнению относительно того, что все алкогольные и дурманящие вещества являются запретными вне зависимости от способа использования: напитки, в том числе и пиво, таблетки, инъекции. Этими веществами могут быть и наркотики, и даже бытовые химические вещества — ацетон, клей, бензин. Потому что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я запрещаю всё то, что приводит к опьянению». Помимо этого он проклял десять категорий людей, имеющих отношение к спиртному: тех, кто производит и заказывает производить спиртное, кто пьёт и поит других, кто носит и нанимает носить других, покупает и продаёт, кто дарит и использует деньги, вырученные от продажи алкоголя.

Спиртное, несущее боль, отчаяние, невзгоды и болезни, категорически запрещено Всевышним Аллахом. Смысл этого заключается не в том, чтобы ограничивать людские свободы и привычки, а в том, чтобы спасти человечество от дурного, вредного, разрушающего здоровье зелья и дать мусульманам шанс на счастливое будущее.

Share.