facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Благородное терпение

1

Добро и зло, истина и заблуждения, плохое и хорошее – все это человек осознает четко и ясно благодаря примерам. Люди, искренне живущие по заветам Корана и Сунны, являют собой источник знаний и благородства. Когда обладатель чуткого сердца оказывается в окружении праведника, то непременно перенимает его особый душевный настрой, силу веры и умиротворение идущего по истинному пути. Искренний мусульманин ищет благородных духом и преданных Всевышнему единоверцев, чтобы почувствовать, каково это — наполнить сосуд своей души тем светом и благом словно праведники, взяв свое вдохновение из Корана и Сунны.

Праведники — наследники Пророка, они обладают совершенством внутренней культуры, умением не только знать Ислам, но и воплощать в любые периоды жизни и при любых обстоятельствах его суть. Они имеют прекрасное терпение, которое даёт им возможность соблюдать все повеления Всевышнего и не терять устойчивости при сильных ударах судьбы. Праведники не видели Пророка (салляллаху алейхи ва саллам) и его сподвижников, но благодаря передаче из поколения в поколение знаний и духовности смогли вобрать в себя свет пророчества: таким образом их наставления, их жизнь, их поведение и благородство имеют действенное влияние.

Праведники достойно отражают нападки со стороны невежд и притеснителей, необразованных и грубых людей. Истинные мусульмане проявляют стойкость духа, зная, что трудности укрепляют веру. Они не оставляют без моральной поддержки  общество, в котором живут, и образуют его духовный стержень. Как и во всем, они берут пример с Пророка Ислама Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллам). Его жизнь представляла собой череду самых сложных испытаний, но на пути Всевышнего все препятствия лишь укрепляли веру. Его духовное равновесие не нарушалось несмотря ни на что. Его верное сердце стремилось обрести довольство Всевышнего.

С огромной любовью и преданностью Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллам) выполнял повеления Создателя и шел по Его пути, надеясь на Его помощь и покровительство. Поэтому досада от недостойных поступков недоброжелателей не возмущала искренней веры Пророка. В Коране говорится: «Не следуй за неверными и мунафиками, забудь об их обидах и полагайся на Всевышнего, ибо только Аллах и есть тот, на кого следует полагаться» (Сура «аль-Ахзаб», 33/48).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллам) поступал именном таким образом — во всем доверял своему Творцу.

В древних священных писаниях было отмечено, что терпение к людям и терпимость к их поступкам, необидчивость являются признаками пророков. Один из иудейских ученых Зайд бин Сана, наблюдая за Мухаммадом из племени Курайш, видел в нем эти качества. Но чтобы удостовериться в этом лично, однажды решился на неожиданный поступок. Он думал: «Может ли этот человек, который называет себя Пророком, прощать тех людей, которые проявили по отношению к нему грубость и причинили боль. Увеличивается ли в нем мягкосердечное отношение к людям пропорционально тому, насколько ожесточается их отношение к нему?»

Он пришел к Мухаммаду и вел себя очень грубо, оскорблял и бесновался, но Пророк (салляллаху алейхи ва саллам) не терял терпения, не отвечал, не спорил, а достойно переждал, когда возмущенный остановится, дал ему добрый совет и наставление. Зайд впоследствии признался, что он сделал это специально, чтобы проверить, обладает ли Пророк (салляллаху алейхи ва саллам) достаточным терпением, присущим избранникам Всевышнего. Увидев в Мухаммаде и другие особенности Пророка, он со спокойным сердцем принял Ислам (Хаким, 3, 700 / 6547).

Посланник Аллаха, проповедуя Ислам, подвергался грубому обращению не только со стороны язычников и неверующих, а также со стороны мусульман, которые еще не осознали суть Ислама; его утонченность, его исходные положения еще не успели стать основой их сущности. К примеру, бедуин, пришедший из пустыни, мог грубо, как окликают животное, обратиться к этому великому человеку. А между тем в арабской среде считалось оскорблением обращаться к мужчине только по имени, но бедуины могли по своему невежеству и невоспитанности поступать именно таким образом.

При этом Пророк (салляллаху алейхи ва саллам) не выказывал возмущения на этот счет, а лишь мягко отвечал: «Я вас слушаю, что вы хотели сказать?» Каково бы ни было поведение собеседника, на Посланника Аллаха это не влияло и он никогда не выходил из своего состояния глубокого понимания сути происходящего и доброжелательного отношения к творениям Всевышнего (Муслим, «Хузур», 8; Абу Давуд, «Ай-ман», 21 / 3316; Тирмизи, «Зухд», 50; Ахмад, 4, 239).

Бедуины не обладали элементарными навыками поведения в быту. Например, у них не было понятия туалета, они жили в пустыне и для отправления естественных нужд выходили за пределы шатра. Однажды произошел небольшой конфуз в среде сахабов. Один бедуин из пришедших узнать об Исламе, чуть-чуть отойдя от толпы, прямо в мечети Пророка справил малую нужду. Сподвижники были возмущены до предела и напали на бедуина с ругательствами. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллам) сказал: «Оставьте его, принесите воды и вылейте на это место. Вы посланы к людям не для того, чтобы осложнять их жизнь, а для того, чтобы ее облегчить» (Бухари, «Вуду», 58, «Адаб», 80).

Эта фраза Пророка (салляллаху алейхи ва саллам) содержала в себе огромную любовь к людям. После этих слов тот бедуин всем сердцем принял Ислам, а у сподвижников укрепилась вера и понимание того, что религия — это не просто знания, а размягчение сердца и забота о ближнем, понимание, умение прощать и просить прощение, а также подсказать другому пути исправления ошибок. В одном из аятов Корана говорится: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [, Мухаммад,] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси Для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих.» (Сура «Али Имран», 3 / 159).

Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллам) вместе с сахабами сидел на коленях во время трапезы. Увидев его коленопреклоненным в кругу учеников, один бедуин стал насмехаться, не понимая, как духовный лидер и лидер государства может быть на равных со своими подданными. Кочевник грубо сказал Мухаммаду: «Что это за странная манера сидеть!» и обрушился ругательствами. Пророк (салляллаху алейхи ва саллам) ответил ему: «Всевышний создал меня рабом, знающим честь и скромность, и сделал из меня раба, послушного и скромного, а не грубияна и упрямца» (Абу Давуд, «Атима», 17 / 3773).

Так Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллам) сказал, что никогда не будет вести себя как человек, побежденный гордыней или высокомерием. И каждый день его сподвижники видели множество тому подтверждений. Дядя Пророка, благочестивый Аббас (радыяллаху анху), сильно переживал, что его племянник в общении с людьми постоянно терпит унижения. И поэтому очень хотел, чтобы Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллам), как и все лидеры общества, сделал себе особенное место или трон и таким образом освободился от многих проблем, связанных с взаимоотношениями между людьми. Но Пророк (салляллаху алейхи ва саллам) был настойчив: «Нет, я должен находиться среди них, пока Всевышний не заберет меня к себе, и пусть они рвут на мне одежды, беспокоят пылью, которую поднимают вокруг меня (создают различные сложности и чинят препоны), я должен остаться с ними» (Ибн Сад, 2, 193; Хайсами, 9, 21).

Он предупреждал: «Мумин, находящийся среди людей и переживающий сложности, принимающий все, что идет от них негативного, намного благостнее того мусульманина, который отдалился от них и не может терпеть учиняемые ими страдания» (Тирмизи, «Кыйамат», 55 / 2057).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллам) любил сподвижников и всю свою умму, и это чувство помогало ему выдержать все сложности, которым он подвергался. Он нес людям знания об истинной вере, указывал пути спасения, и это его громадное желание не давало повода жаловаться. Он постоянно обращался к своему Господу со словами: «Моя умма, моя умма (помоги ей)».

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллам) ради того, чтобы его умма обрела счастье в вечной жизни, готов был выдержать все испытания. Таким же образом ведут себя и праведники — верующие, следующие по пути своего Пророка. Они не вовлекаются в споры, их не оскорбляет грубость, их не выводят из себя ошибки и недостатки других людей, но готовы пожертвовать своим временем и даже жизнью, чтобы помочь им исправиться. Это и является проявлением их знания, просвещенности души и человечности.

Ибн Аббас (радыяллаху анху), читая 34-й аят суры «Фуссилят», в котором говорится: «Не равны добро и зло. Отринь [зло] тем, что лучше (самый лучший путь), и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий Друг» (Сура «Фуссилят», 41/34), пояснял: «В этом аяте говорится о самом лучшем пути. Но что подразумевается под ним? Самый прекрасный путь — это проявление терпения (сабра) в тот момент, когда может вспыхнуть гнев, и возможность прощения, когда человек подвержен со стороны другого чему-то плохому».

Когда люди научатся вести себя подобным образом, Всевышний защитит их, и враги подчинятся им, а может быть, и станут искренними друзьями. Сила благородного терпения велика. Анас бин Малик, давая толкование этому же аяту, говорил: «Когда на человека тончайшей души и предупредительности кто-либо обрушится с негодованием и обвинениями, он ответит ему: «Если ты говоришь правду, то пусть Аллах простит меня, если ж я говорю правду, то пусть Аллах простит тебя»».

В другом аяте Корана говорится: «Рабы Милостивого — это те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, говорят: «Мир!» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 63).

Искренние мусульмане — приближенные Всевышнего не вступают в спор с невеждами, не вовлекаются в дискуссии. Потому что тогда грубые и необразованные люди будут еще больше упорствовать и, обозленные, могут принести еще больше вреда.

Благочестивый Али (радыяллаху анху) наставлял единомышленников: «Тому человеку, который оскорбляет тебя и произносит унизительное слово, ни в коем случае не вздумай отвечать, потому что тот, кто произнес одно бранное слово, наверняка имеет наготове множество подобных. Ни в коем случае не шути над невеждой и не иронизируй над дураком. У него может быть ядовитый язык, и он может поранить твою душу».

Поэт Д.Руми писал: «С невеждами будь молчалив как книга. Человек прекрасного нрава — это тот, кто не воспринимает сплетни, глух к плохому, что говорят, и слеп ко всему недостойному, что происходит».

Мухаммад Икбаль приводит такую притчу. Невежда-лань поделилась с благородной ланью своей мечтой: «Хотелось бы мне жить неподалеку от Каабы, там, где есть запрет на отстрел дичи. Здесь охотники всюду выставили свои ловушки и постоянно мы находимся в страхе, не осталось никакого терпения, уже хочется освободиться от всего этого беспокойства и обрести покой». Опытная лань сказала своей собеседнице: «О, мой друг, если хочешь жить, то живи в опасности, потому что угроза эта является испытанием для твоей силы, и высота твоей веры определится перед трудностями и сложностями».

Зачастую благородное терпение праведника наставляет грубых людей на путь исправления. Но если те, кто совершил насилие, не испытывают раскаяния, то они почувствуют на себе возмездие Всевышнего.

Совершенные мумины — это те, кто воспринимает сложности как испытание от Всевышнего, проявляют благородное терпение, не теряют самообладания, но при этом не дают себя в обиду, а выказывают силу веры и смелость достойным образом постоять за себя. О, Всевышний, даруй нам удел от веры, проницательности, благородства духа и красивого терпения избранных рабов Твоих. Защити всех нас от грубости и невежества, провокаций, нападок и клеветы, от всех плохих людей, дай нам возможность жить и предстать перед Тобой с духовно здоровым сердцем. Аминь!

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Поделиться

1 комментарий

Ответить Хамза Отменить комментарий