facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Что такое харадж?

0

Налог харадж появился в мусульманском мире во время правления благородного Умара (радыяллаху анху). При халифе Абу Бакре (радыяллаху анху) была завоевана часть земель Ирака, где, предположительно, мусульмане собрали какое-то количество поступлений. В эпоху Умара (радыяллаху анху) должна была состояться реформа земель, однако против нее выступили командующие войсками и предложили распределить территорию между участниками сражений, а местных жителей использовать в качестве рабов.

Благочестивый халиф Умар (радыяллаху анху) выступил против этой идеи, немедленно созвал собрание и обстоятельно обсудил все вопросы. Он вынес вердикт, что землю необходимо оставить исконным хозяевам, иначе возникнут трудности в материальной части обеспечения войска и в выплате жалованья чиновникам.

Халиф мусульман принимал во внимание тот факт, что на завоеванных территориях сохраняются права будущих поколений. Поэтому он решил, что вся отошедшая мусульманам в результате сражений земля должна принадлежать государству. Рассуждая так, благочестивый Умар (радыяллаху анху) опирался на аяты Корана : «[Добыча принадлежит также] бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и [лишены] своего имущества из-за стремления к милости и благоволению Аллаха, дабы помочь Аллаху и Его Посланнику. Они и суть правдивые.А те, которые жили в Медине до них (т. е. до прихода мекканцев) и [обратились в новую] веру, любят переселившихся [из Мекки] к ним и не испытывают к ним никакой зависти из-за того, что отдано им (т. е. переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность, — они и суть преуспевшие.А те, которые придут [в этот мир] после них, воскликнут: «Господи наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверовал. Господи наш! воистину, Ты — кроткий, милосердный»» (Сура «аль-Хашр», 59 / 8 — 10).

Вскоре правитель мусульман перешел к действию и предпринял измерение земельных участков, чтобы реформировать систему налогов, созданную в Ираке и усовершенствованную одним из правителей династии Сасанидов, Кубадом.

Халиф сделал поручение специалисту в этой области — Осману ибн Ханифу. Землю измерили подобно ткани. Негодные для сельского хозяйства территории — горы, озера, степи и реки — не были подвергнуты измерению. Мусульмане в итоге выяснили, что осталось 36 миллионов денюмов земли, годной для посевов.

После этого халиф установил налог на каждый денюм земли в соответствии с плодородностью участка и согласно виду урожая. Например, с пшеницы было взято 2-4, с хлопка — 5-6, с овса — 1-2, с бахчевых культур и винограда — по 10, с сахарного тростника — по 6, а с масленичных культур — по 8 дирхамов. Год спустя казначеи отметили, что сумма полученного дохода из Ирака составила 80 миллионов дирхамов. На следующий год прибыль достигла 100 миллионов. Такого объема доходов не сумел собрать даже Харун Рашид.

Метод измерения земельного участка и обложения его налогом харадж успешно применялся также в Сирии и Египте. Таким образом продолжилась система, к которой привык народ, и были упразднены части, способствующие несправедливости. Халиф Умар (радыяллаху анху) велел, чтобы в Египте за каждый денюм земли выплачивали по одному динару в качестве хараджа. В итоге жители страны в первый год заплатили 10 миллионов динаров, а до этого византийцы брали налог, в 5-6 раз превышающий эту сумму.

В период правления благородного Умара (радыяллаху анху) сумма хараджа, получаемого за год из Сирии, составляла 14 миллионов динаров. Точные цифры, касающиеся сумм налогов в остальных регионах, не встречаются. Поэтому нам точно не известен объем доходов, которые приносили Персия, Хорасан, Армения и Кирман.

Благочестивый Умар (радыяллаху анху) передал завоеванные территории в пользование прежним владельцам и довольствовался лишь тем, что брал харадж. Он запретил заниматься земледелием арабам, селившимся в этих местах, или воинам, которые прибыли туда во время военной операции. Халиф стремился предотвратить уменьшение численности войска. С другой стороны, он не позволял носить оружие хозяевам земельных участков.

Повелитель мусульман уделял внимание также благоустройству стран, с которых взимал харадж. Расходы на эту деятельность покрывались из государственного бюджета. В результате повсюду были проведены каналы, построены плотины, отреставрированы здания, открыты новые дороги.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.