facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Фильм «Домой»: история отца и сына

2

Фильм «Домой» — это драматическая история отца и сына, разделенных пропастью. Картина крымскотатарского режиссера Наримана Алиева была тепло встречена зрителями и жюри Каннского кинофестиваля.

Визуально яркая, но в повествовательном отношении недоработанная драма “отца и сына” разворачивается на фоне чреватой дорожными трудностями поездки из Киева в аннексированный Россией Крым. Бедственное положение крымских татар составляет важный элемент сюжета картины. Хотя тонкие коннотации, окружающие повествование в зависимости от того, на каком языке говорят в разных ситуациях, могут быть поняты не всеми зрителями, смешанные чувства любви и обиды между отцом и сыном — и их гордость за свое татарское наследие и Родину – проявляются отчетливо.

В начале фильма студент Киевского колледжа Алим и его отец Мустафа, недавно прибывшие из Крыма, посещают один из столичных моргов, чтобы забрать испещренное осколками тело старшего брата Алима Назима, одного из многочисленных украинских солдат, погибших в вооруженном конфликте в Донбассе.

Назим жил в Киеве с православной женой Олесей, однако Мустафа резко настаивает на том, чтобы забрать тело сына в Крым и похоронить его по мусульманскому обычаю рядом с могилой матери, и не позволяет женщине поехать с ними. Сложная предыстория отчуждения членов семьи друг от друга выстраивается намеками.

Пропасть между отцом и сыном гораздо больше, чем расстояние между двумя поколениями, – отца, уличного проныры Мустафы, и современного городского жителя Алима. Как символическое отображение этого, у них есть только один общий язык: крымско-татарский.

Мустафа вырос в Узбекистане, куда его родственники были депортированы в 1944 году. В школе он изучал русский язык и советские способы ведения дел. Когда Мустафа едет с Алимом на юго-запад, он пытается добиться своего взятками или грубой силой.

По мере того как Мустафа и Алим встречают и решают многие проблемы по пути в Крым, между отцом и сыном растет осторожное взаимное уважение. Но в то же время постепенно становится ясно, что активный порыв Мустафы привезти тело Назима на родину не просто связан с мусульманской традицией хоронить усопших как можно скорее.

Фильм представляет любопытный и ценный взгляд на жизнь и традиции крымских татар. Еще одной его сильной стороной является кинематография Антона Фурсы. Он кадрирует персонажей крупным планом, когда действие происходит в Киеве и в машине, но по мере приближения к Крыму красивые, но строгие снимки окружающей природы становятся более заметными. Особенно интересны визуальные эффекты во время кульминационной сцены, где Алим буквально отягощен грузом крымскотатарской традиции.

Share.