facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Хасан Челеби: выдающийся каллиграф современности

1

Последние работы Хасана Челеби, которого называют самым выдающимся мастером современности, это роспись мечети Чамлыджа, признанной самой большой в Европе, и малайзийской мечети Шри-Сендайан. 40 лет назад он начал переписывать Коран, а закончить эту работу планирует в будущем году.

Родился Хасан Челеби в 1937 году, в возрасте 24 лет начал обучаться ремеслу каллиграфа, беря уроки у лучших мастеров. Он получил иджазат (признание мастерства) по почеркам сульс, насх, талик и рика. Сейчас у него имеется более ста учеников по всему миру, которым он дал иджазат.

– Что вы скажете о развитии каллиграфии в Турции и во всем исламском мире?

– Если сравнить с тем периодом, когда я начинал заниматься этим ремеслом, то развитие составляет 98%. В то время был только один мастер – мой учитель Ахмет Ходжа. Рядом с ним никого не было. Когда он умер, то Международный центр по изучению исламской истории, искусства и культуры организовал конкурс каллиграфов. Так вот, из-за рубежа поступило гораздо больше заявок на участие в нем, чем из Турции. Сейчас же турецкие каллиграфы успешно конкурируют с зарубежными. Говоря о развитии, я не имею в виду сравнение с периодом Османской империи, потому что их культура на сегодняшний день отсутствует. Да, есть те, кто умеет красиво писать, но культуры прежних каллиграфов нет.

– Если сравнить каллиграфию османского периода и современную?

– В османский период помимо разновидности почерка надпись имела и культурный смысл. Мастера хорошо знали арабскую графику, умели читать на ней. Сейчас же зачастую каллиграфы не могут прочитать надпись османского периода и не могут повторить ее.

– В чем же причина? Почему современные каллиграфы не могут в полной мере овладеть этим искусством?

– У них нет основ. В лицеях не учат османскому языку. Не зная Коран наизусть, они пишут аяты с ошибками. Все это связано исключительно с образованием. Если сейчас начать вводить в школах такое же образование, как в прошлом, то только через сто лет мы сможем получить поколение, культурный уровень которого соответствует османским каллиграфам.

– Что вы думаете об использовании современных технологий в каллиграфии?

– Да, сейчас пользуются современными технологиями, но так невозможно создать каллиграфию. Если каллиграф не напишет надпись на бумаге, технологии не сделают это. С помощью технологий можно подчистить края, немного увеличить или уменьшить надпись. Однако это всего лишь дизайн существующей надписи, а не создание новой.

– А что вы думаете о женщинах-каллиграфах?

– Одна время я выступал против женщин-каллиграфов, но меня раскритиковали. Я считаю, что каллиграфия требует много внимания, а у женщин могут возникнуть с этим проблемы. Если вы один день не будете держать в руке перо, на следующий день это уже скажется на работе. Я говорю своим ученикам, что они должны уделять каллиграфии 30 часов в сутки. Женщин отвлекает работа по дому, уход за детьми. Если она уделяет каллиграфии один день в неделю, это не даст результата. Но я встречал хорошие работы женщин-каллиграфов.

– Что отличает традиционную и современную каллиграфию?

– Модерн – это искаженная классика. Поэтому я не слишком люблю его. Мы должны в том же виде сохранять наследие, которое досталось нам от предков. Я ничего не могу сказать против тех, кто занимается современной каллиграфией. Но с точки зрения искусства она не сравнится с классической. Классическая каллиграфия имеет множество тонкостей, а современная — нет. Современные каллиграфы удовлетворяются всем, что выходит из-под их пера. А классическое искусство имеет свои рамки, критерии.

Share.