facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Имам Малик

0

Его полное имя — Абу Абдуллах Малик бин Анас бин Малик бин Абу Амр бин Умайр Тайми Асбахи Хумайри. Он родился в Медине, в 95 году Хиджры (717 год). Малик бин Анас принадлежал к йеменской королевской семье Хумайр, а его дед Амир был сподвижником Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).

Имам основал одну из четырёх сохранившихся до нашего времени школ приверженцев Сунны.

С раннего детства Малика бин Анаса окружали широко известные учёные и преподаватели исламских наук. Его первым наставником был Рабиа бин Абдуррахман, знаток хадисов. Джафар ас-Садык — правнук Хусейна, внука Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) — также был одним из учителей имама Малика. Юноша общался и брал уроки у 900 алимов, а с 17 лет сам начал педагогическую деятельность. Через несколько лет наставники пополнили ряды его слушателей. Имам Малик передавал знания на протяжении целых 70 лет. На его уроках присутствовало больше учеников, нежели на лекциях его наставников.

Малик бин Анас собрал и собственноручно записал 100 000 хадисов. Как великий мухаддис (специалист в науке о хадисах), он изучил все виды рассказов Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), толкования аятов Корана, биографические рассказы сподвижников о Пророке (салляллаху алейхи ва саллям) и их образ жизни. Перу имама Малика принадлежит труд «Гарибу-ль-Куран» — разъяснения аятов Корана. Самыми известными произведениями по фикху являются: «Ат-Тарфи» и «Аль-Ихкам».

Его главная книга, «Аль-Муватта», — достоверный сборник хадисов и некоторых их толкований, сделанных сподвижниками и их последователями по всем важным аспектам исламского образа жизни. Треть передатчиков принадлежала к поколению табиинов, а остальные были их учениками. Имам Малик писал эту книгу на протяжении 40 лет. Когда он закончил работу, то засомневался, достаточно ли был искренен. Решив испытать свой труд довольно необычным способом, он положил книгу в воду. При этом сказал, что если книга намокнет, то она недостойна его. Но ни одна страница не намокла!

Имам Малик настолько тщательно отбирал хадисы, что не включил в «Аль-Муватта» даже рассказы, приведённые его отцом и дядей со ссылкой на его деда — сподвижника Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Поэтому имам аш-Шафии сказал об этом труде: «Никогда не появлялась на земле книга, которая была бы ближе к Корану, чем произведение Малика». Он также назвал «Аль-Муватта» самой полезной книгой после Корана. Абдуррахман бин Анас говорил: «Сейчас нет в мире более достоверного учёного в науке по хадисам, чем Малик. Я не видел человека умнее него. Суфьян Саури — имам по хадисам, но не по Сунне. Аузаъи — имам по Сунне, но не по хадисам. А вот Малик бин Анас и по Сунне, и по хадисам является имамом».

Прежде чем сообщить хадис, Малик бин Анас умывался, расчёсывал бороду, умащивался благовониями, совершал два ракаата намаза, садился в центре поудобнее и с достоинством. И только потом начинал рассказ. Он хотел, чтобы люди оказывали почтение благословенным словам Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Имам не любил рассказывать хадисы, когда был занят другими делами. Обычно в таких случаях он говорил: «Я люблю возвышать изречения Посланника Аллаха».

Имам Малик никогда не торопился давать фетву (оценку какой-либо ситуации с позиций шариата и фикха). Отвечая на вопросы, он мог неожиданно сказать «Ля эдри» — «Я не знаю». Он признавался: «Если бы у меня была возможность, я бы наказал всех, кто толкует благородный Коран, опираясь на свой короткий ум». Малик бин Анас не давал фетву, пока не получал подтверждения семидесяти имамов: «Мало кто из моих учителей не брал у меня фетву». Учёный Афифуд-дин Абдуллах бин Асад так писал об этих высказываниях имама Малика: «Не подумайте, что он говорит это из гордости. Этими словами он указывает на величайшую милость Всевышнего Аллаха».

Как факих (знаток мусульманского права), он бесстрастно выносил фетвы (юридические заключения), даже если это не нравилось правителям. Однажды Малика попросили вынести фетву относительно развода, данного под принуждением. Все имамы признали расторжение брака законным, даже если он получен силой, но Малик бин Анас сказал, что такой развод недействителен.

Однажды к имаму Малику пришли люди издалека в надежде получить ответы на вопросы. Однако тот признался, что не знает ответа на 36 из 40. Просители воскликнули: «О, имам, мы проделали длинный путь, чтобы ты развеял наши сомнения, — и что же мы скажем тем, кто ждёт этих советов?» Алим развёл руками: «Вы скажите им, что Малик не знает».

Прозвище имама было Абдаллах, но когда он прославился как великий учёный, его стали называть Дар аль-Хиджра — «Вождь Дома переселения», то есть духовный вождь Медины. Слава Малика бин Анаса распространились повсюду, и алимы из разных уголков исламского мира считали большой честью слушать уроки имама по хадисам и наставления по различным юридическим и правовым вопросам. Многие из них делали обширные заметки и копировали книгу «аль-Муватта». Примерно 1300 учёных приезжали, чтобы почерпнуть знания у этого выдающегося человека.

Имам Малик также не избежал преследований сильных мира сего. В 147-ом году по Хиджре, во время правления халифа Абу Джафара Мансура из династии Аббасидов, он был арестован по ложному донесению и приговорён к 70 палочным ударам.

Малик ибн Анас умер в возрасте 86 лет, 11 числа месяца Рабиуль-авваль 179 года по Хиджре. Его похоронили на кладбище «Баки» в Медине. Суфьян бин Уйайна, услышав о смерти имама Малика, сказал: «На земле не осталось ему подобных. Он был имамом всех мусульман и факелом уммы Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)».

Share.