facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Имена для мусульман

0

Имя обеспечивает узнаваемость человека и отличает его от других. Собственное имя мы слышим чаще всего и поэтому хотим, чтобы оно было красивым. Ислам возложил обязанность нарекать новорожденного на отцов.

Исламские требования к имянаречению являются продолжением щепетильности Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Он говорил: «В Судный День вас будут вызывать по вашим именам и по именам ваших отцов. Поэтому нарекайте детей красиво».

Имена, которые давал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям)

Сподвижники приносили новорожденных к Расулюллаху (салляллаху алейхи ва саллям), дабы он благословил их, ещё до того, как мать давала им грудь. Он брал малыша на руки, потирал ему нёбо мягким кусочком финика, возносил молитву и давал ребёнку имя. В Исламе эти действия получили название тахник.

В основе выбора того или иного имени — надежда на благо и добро. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) нарекал новорожденных именами пророков, например, Ибрахим, или же связанными с сыфатами Аллаха: Абдуллах и Абдуррахман.

Наречение детей в честь пророков исходит из желания следовать их путём. Также пророк Ибрахим является предком Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям), и наречение таким именем напоминает об избранниках Всевышнего.

В имени Абдуллах содержится признание преданного служения Аллаху и абсолютной покорности Ему. В имени Абдуррахман присутствует указание на милосердие, которое охватывает все Его создания.

Имена, изменённые Пророком (салляллаху алейхи ва саллям)

В изменённых им именах есть три главные особенности:

1) Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) заменял имена с некрасивыми значениями. Например, он был недоволен именем, которым ансар Усай нарёк своего сына, и сказал: «Назови его Мунзир».

Абу Давуд отметил, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) заменил имена Аси, Азиз, Аталя, Шайтан, Хаким, Гураб, Хубаб, Шихаб. Шихаб — на имя Хишам, Харби — на имя Силм, Муздаджи — на имя Мунбаис. Имя Афира, которое носил один из местных жителей, было заменено Хадира. Шибу-д-Даляля он изменил на Шибу-л-Худа; имя Бану-з-Зинья — на Бану-р-Ришда; Бану Мугвийа — на Бану Ришда.

Причина тому — отрицательный смысл и неблагозвучность. Так, имя Хаким — один из сыфатов Аллаха; Хубаб — название дьявола или одного из видов змей; имени Шихаб присуще значение пламенного горения. Человек со временем может возвести в ранг нормы даже некогда неприемлемые вещи. И оттого нанесённый этим чувством урон будет велик.

Порой детей называют именми Азиз, Кадир, Самад. Но они являются сокращениями от Абдулазиз, Абдулкадир, Абдуссамад. Посланник Аллаха (саллляллаху алейхи ва саллям) считал их непозволительными и призывал использовать их с прибавлением слова «абд» (раб), подчеркивающего, что носитель этого имени является рабом Аллаха.

2) Замена имён с красивым смыслом на лучшее значение. Среди изменённых Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям) имён есть и такие, которым присущ хороший смысл. Однако они вызывали негативный эффект по отношению к людям, которые их носили, и к их окружению.

Например, он заменил имя Барра, которое имеет значение «человек без недостатков, непорочный» на Зайнаб. В сердце такой женщины может сформироваться чувство самовлюбленности. Словами «Не приписывайте себе невинности», Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) мотивировал изменение хорошего имени на другое.

Согласно преданиям, имя Барра носила Зайнаб бинт Абу Салама. Ходили слухи, что она восхваляла себя. Именно поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) дал ей новое имя. Следовательно, дело заключается в противоречии аяту: «Не приписывайте себе чистоты. Лучше знает Аллах, кто богобоязнен (чист)».

Таким образом, неприемлемыми являются имена, которые противоречат исламской этике, внушают человеку чувство гордости, высокомерия и вводят в заблуждение.

3) Имена, не соответствующие таухиду. Наречение новорожденных именами Абдуллах и Абдуррахман отражает единобожие и покорность Всевышнему. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал, что Аллах больше всего любит такие имена, а противны Ему имена с диаметрально противоположным значением, например, Малику-л-Амлак (властелин богатства). Причина в том, что: «Нет Властителя, кроме Аллаха». Такие имена идут вразрез с принципом единобожия и заключают в себе ширк, признавая существование кого-то или чего-то, равного Аллаху.

Имянаречение и ответственность

Наречение ребёнка красивым именем является важной обязанностью родителей. Крайне нежелательно (макрух) давать детям имена с плохим значением. Использование противоречащих таухиду имён категорически запрещено (харам), за это предусмотрено мучительное наказание.

Никто не даёт себе имя сам. Ведь, когда ребенок получает имя, он ещё не обладает силой и способностью для этого. Именно поэтому ответственность за имянаречение лежит, прежде всего, на его родителях.

Изменение имени

Сунной является наличие у имени хорошего значения. Категорически запрещено использование имён, идущих вразрез с таухидом. Но если оно было дано по неведению, то его следует изменить.

Абдуллах бин Салям принял Ислам и изменил имя. Поэтому может возникнуть вопрос: «Должен ли каждый, кто выбирает новую религию, менять имя?» Важно значение имени. Если оно красивое, не противоречит постулатам веры, не оказывает отрицательного влияния на человека, который его носит, то нет нужды менять его. Выбирают новое имя только в том случае, если оно несёт на себе отпечаток прежней религии.

Поделиться

Оставьте комментарий