facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Интересные факты о мусульманских библиотеках

1

Количество книг и брошюр, написанных мусульманскими учеными в Средневековье, было невообразимым. Этому способствовали как доступность бумаги, так большое число образованных людей.

Аббасидский халиф аль-Мамун платил переводчикам с греческого языка на арабский золотом, весом с переведенную ими книгу. Благодаря этому в короткие сроки был осуществлен перевод огромного количества трудов древнегреческих ученых. Во времена Аббасидов открывались сотни библиотек, воспользоваться которыми могли сотни тысяч читателей. Первая исламская книга появилась в VII веке – это был Коран.

Как известно, Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) в устном виде через Откровение. Его сподвижники сразу же выучивали новые аяты наизусть, многие тут же записывали их на самых разных материалах – кусках ткани, костях, камнях. Первая полная копия Корана хранилась у дочери Умара (радыяллаху анху) Хафсы.

Сподвижники делали для себя копии Корана, большинство из которых содержали пояснительные записи их владельцев. При халифе Усмане (радыяллаху анху) на основе существующих записей и текстов, заученных наизусть сподвижниками, была создана рукопись Корана, которая и была отправлена во все центры исламского мира.

Во времена Омейядов в библиотеке испанской Кордовы хранилось 600 000 книг. Хакам II, халиф Кордовы, так любил проводить время в библиотеках, что о нем говорили: «Он любит книги больше трона».

Существовали и специализированные библиотеки, привлекающие многочисленных ученых. Общественных библиотек было так много, что невозможно было найти мечеть, при которой не было бы собрания книг.

До монгольского нашествия в Багдаде было 36 библиотек. Многочисленные книгохранилища были в Каире, Алеппо, крупных городах Ирана, Средней Азии и Месопотамии.

В библиотеках при мечетях, носящих название Даруль-кутуб (Дом книг), авторы и ученые знакомили с результатами своих изысканий коллег и молодежь. Любой желающий мог присоединиться к их собраниям и даже взять слово. Часто беседы, происходящие здесь, записывались и оформлялись в виде книг.

Своим богатством отличалась библиотека при мечети аз-Зайтуна в Тунисе – одно время здесь было более 100 тысяч рукописей. Сообщается, что правители из династии Хафсидов соревновались друг с другом в благоустройстве этой библиотеки и приобретении книг для нее.

Огромных размеров достигали и личные библиотеки. Историк Эдвард Гиббон сообщает об одном мусульманском враче, который был вынужден отказаться от приглашения бухарского эмира, так как не хотел оставлять свои книги, а для того, чтобы их перевезти, ему нужно было 400 верблюдов.

Люди того времени так любили книги, что стало традицией завещать свои личные библиотеки мечетям, чтобы пользу от них могли получить все стремящиеся к знаниям.

Многие библиотеки отличались архитектурными изысками. Например, историк аль-Макдиси так описывает библиотеку X века в городе Ширазе: «Она окружена садами с розами и родниками, покрытое куполами здание имеет два входа и 360 комнат… В каждом отделе на полках имеются каталоги. Комнаты застелены коврами…»

В Ширазе, Кордове и Каире существовали библиотеки, независимые от мечетей. Это были здания со многими комнатами – галереей для хранения книг, читальными залами, помещениями, где работали переписчики.

Уже в то время была разработана совершенная система классификации, позволяющая находить нужные книги. Книги из библиотек можно было брать на дом. Мусульманский историк Якут аль-Хамави сообщает, что можно было взять 200 книг, не оставляя залог.

Правила выдачи книг мало чем отличались от современных – книги следовало вернуть к определенному сроку, бережно обращаться с ними, ничего не писать на страницах, увиденные ошибки не исправлять, а сообщать о них библиотекарю.

На должность управляющих библиотеками, именуемых «хранителями книг» (хафиз-и кутуб), приглашались только образованные люди. В Северной Африке в XII-XIII веках в период Альмохадов управление библиотеками было одной из самых привилегированных государственных обязанностей.

Поделиться

1 комментарий

  1. Анастасия включить

    В основании Александрийской библиотеки приняли участие перипатетики Деметрий Фалерский и, возможно, Стратон из Лампсака, однако Деметрий не мог появиться в Александрии ранее 297 года до н. э. К его появлению, основа библиотеки уже сложилась, во всяком случае, Епифаний Кипрский сообщал, что однажды Птолемей Филадельф спросил Деметрия, как много книг собрано в библиотеке. Тот ответил, что собрано 54 800 свитков, но многое ещё предстоит достать и скопировать

Ответить Анастасия Отменить комментарий