facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ислам и экология

0

Мусульманские интеллектуалы и ученые с конца 1960-х годов разрабатывают исламскую экологическую теологию. Их цель состоит в том, чтобы изучить охрану окружающей среды, благополучие животных и биоразнообразие с точки зрения их совместимости с Исламом.

Изменение климата и глобальные экологические проблемы заставили людей задуматься о своем влиянии на окружающую среду и способствовали разработке стратегий охраны Земли, не в последнюю очередь с целью защиты и сохранения среды обитания человека. Именно поэтому многие религиозные общины, в том числе и мусульмане, стали обращать внимание на то, что религия говорит о проблеме охраны окружающей среды.

В последние годы термины «зеленый Ислам» или «эко-Ислам» стали широко узнаваемыми. Это дань уважения мусульман к окружающей среде и к творениям Аллаха, а также попытка определить экологичный образ жизни как необходимость.

В Рамадан, месяц поста, который считается временем созерцания и саморефлексии, многие семьи готовят слишком обильные трапезы на вечер, и большое количество еды в конечном итоге выбрасывается. В последние годы появился ряд статей, посвященных теме Ислама и экологии, где авторы в преддверии поста призывают к «зеленому Рамадану», а также к экологически чистому поведению.

Кампания «Зеленая хутба» была основана мусульманским экологическим активистом из Торонто Муазом Насиром по случаю Международного дня Земли в 2012 году. Он стремился побудить мечети посвятить пятничную проповедь повышению осведомленности об экологических проблемах, с которыми сталкивается человечество.

Британский альянс религий и охраны природы поручил организации EcoMuslim написать «Зеленое руководство по Хаджу», которое было опубликовано в 2011 году. Оно содержит множество советов и идей, например, как использовать только экологически чистые продукты и услуги во время Хаджа, как сократить отходы и потребление во время паломничества и сохранить такую линию поведения после него.

В 2008 году была опубликована брошюра Исламского фонда экологии и экологических наук — «Мусульманское зеленое руководство по уменьшению изменения климата». Она содержит практические инструкции для мусульман по борьбе с изменением климата. Ежедневные советы по экономии энергии при приготовлении пищи или стирке, переработке отходов, а также использованию общественного транспорта или велосипедов сопровождаются цитатами из Корана. Эта брошюра объясняет, что защита окружающей среды закреплена в Исламе.

Сохранение природы и творений Аллаха, в частности, флоры, фауны и воды, является одной из самых важных обязанностей мусульманина. Вода играет очень важную роль в Исламе, потому что является источником и основой жизни. Есть много хадисов, в которых содержится призыв экономно использовать воду. Кроме того, природа рассматривается как совокупность взаимно дополняющих друг друга элементов. Помимо восхваления Аллаха, каждая отдельная часть природы имеет свою роль и задачу в творении, которые важны для жизни на Земле.

Есть немало хадисов, призывающих милостиво относиться к животным. Много сказано в Исламе о растениях, которые являются пищей как для людей, так и для животных: «Пусть поразмыслит он о том, [кто посылает] ему пропитание, — по Нашему велению обильно проливаются ливни, потом Мы иссекаем землю ходами [от растений], взращиваем на ней злаки, виноград, травы, маслины, пальмы, сады обильные, плоды и пастбища на пользу вам и вашей скотине» (Сура «Абаса», 80 / 24-32).

Посадка дерева считается похвальным деянием в Исламе. Существуют также институты исламского права, гарантирующие сохранение природы в определенных районах: природных заповедниках, водоохранных зонах, лесных угодьях и пастбищах. Человек является вершиной творения, что налагает на нас обязательства в соответствии с исламской экологической этикой.

Согласно исламской этике, решение экологических проблем заключается в возрождении духовности и веры. Мусульманские экоактивисты выступают против общества потребления и расточительства.

Тема защиты окружающей среды и Земли объединяет мусульман с последователями других религий. Хотя исключительно религиозный подход не может решить проблемы изменения климата, он может способствовать изменению взглядов в этой сфере.

Моника Збиди

Share.