facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ислам призывает тратить разумно

0

Каждый человек является в большей или меньшей степени потребителем. По законам Вселенной человек и другие живые существа, являясь потребителями, обладают безоговорочным правом на достойную жизнь, поэтому каждая живая душа на Земле озабочена удовлетворением собственных нужд. То есть одним из условий жизни, возможно, даже основным и необходимым, несмотря на её продолжительность, является потребление, — ибо в человеке заложена эта необходимость.

Однако, являясь наделённым разумом, человек качественно отличается от других живых существ на Земле, именно поэтому в каждом поступке человека должно чувствоваться разумное начало и повышенная ответственность перед окружающим его миром.

Касаясь темы потребления и потребителей, наиболее подходящим было бы рассмотреть связанные с ними некоторые основные понятия.

Имущество. Материальные ценности, находящиеся в распоряжении собственника, которые покрывают его основные жизненные потребности и определяют его материальный уровень жизни.

Обслуживание. Оплата труда в договорном или установленном порядке за оказание определённого вида услуг населению (вода, электричество, телефон, медицина, образование, транспорт и т.д.)

Потребление. Приобретение имущества или пользование определённого вида услугами в целях удовлетворения необходимых потребностей.

Разумное потребление. Приобретение имущества или пользование услугами в целях удовлетворения в первую очередь основных потребностей и обращение внимания при этом на качество как товара, так и обслуживания, степень доверия продавца на рынке, гарантию в использовании и подходящую цену. Знание своих потребительских прав и произведение всех затрат в соответствии с ними, пользование рекламной информацией и действие сообразно принципам необходимости.

Исраф. Неоправданная растрата, переход границ разумного в своих нуждах, потеря разумного предела удовлетворения необходимого, ведущая к ущемлению прав других людей.

Аллахом человеку доверены законодательные основы, которые он может использовать в своей жизнедеятельности, будь то сельское хозяйство, торговля, искусство или мера мираса (наследства), пожертвования — то, за что он несёт всестороннюю ответственность. Он должен следить не только за своими и внутрисемейными потребностями, но и заботиться об обществе в целом, стараясь в наилучшем виде быть ему полезным. Так как ни один человек не пожелает причинить вред ни себе, ни своей семье, то не станет пускать по ветру своё имущество в увеселительных заведениях и предаваться разгульной жизни. В то же время не станет он растрачивать имеющийся капитал и на роскошную, полную излишества жизнь.

В Коране Аллах Всевышний говорит:«Сколько селений, которые были неблагодарны за средства к существованию, Мы погубили! Вот их жилища, в которых никто не проживает после них, за исключением немногих. Мы унаследовали все это» («аль—Кассас», 28/58).

Экономические и культурные условия в обществе диктуют окружающим жизненные стандарты, в соответствии с которыми все расходы ведут к неоправданным растратам и роскоши. Такое положение, поощряемое распущенным обществом, погрязшем в веселии и развлечениях, развращает человека, но Ислам  требуют борьбы и самопожертвования в отвержении лени, услад и влечения к роскошной жизни. Не впадая в растраты и не предаваясь гордыне, пейте, ешьте, одевайтесь и не забывайте помогать нуждающимся.

«[Рабы Милостивого] — это те, которые не расточительствуют и не скупятся, а тратят умеренно» («аль — Фуркан», 25/67).

Однажды Благочестивый Умар (радыяллаху анху), повстречав своего знакомого, шедшего с рынка, спросил его: «Что купил?» – «Купил мяса», – ответил ему тот. Несколько дней спустя, встретив всё того же знакомого, он снова задал ему тот же вопрос: « Что купил?» Вновь купивший мясо знакомый смущённо ответил: «То, что душа моя захотела, о Умар». – «Ты что, будешь скупать всё, что пожелает  твоя душа?» – заключил Умар (радыяллаху анху).

Чтобы предупредить будущие неразумные растраты, Ислам акцентирует внимание на особенностях, которые можно сформулировать двумя пунктами:

1. В своих затратах и расходах стараться не приносить обществу вреда. Ислам же, являясь религией братства и единения, повелевает не делать своему ближнему того, чего не желаешь по отношению к себе, поэтому запрещает всякого рода растраты на потребление спиртного, наркотиков, дачу взяток, которые приносят обществу огромный вред.

2. Удовлетворение человеком своих потребностей на протяжении жизни не должно сопрягаться с неразумной тратой своего капитала на призрачные роскошь и великолепие. Однако нет никакого запрета на то, чтобы растраты производились в целях комфорта и удобств. Но выходящее за рамки разумных потребностей стремление к комфортной и обеспеченной жизни может привести к напыщенности, высокомерию, соревновательности в богатстве и славе, что сопровождается неоправданными затратами и бросанием денег на ветер. Однако следует в этом месте сделать акцент на том, что непомерные растраты присущи не только богатым людям. На сегодняшний день это обстоятельство применимо к каждой семье, независимо от её материального уровня и достатка: в быту, одежде, используемых люкс—услугах. Что же в этом самое губительное, так это то, что подобные растраты приводят к долгам, в большинстве случаев при рассрочке ложась непосильной ношей на плечи должника, что в будущем может привести к большим проблемам и затруднениям. Таким образом, если не предупредить подобную ситуацию, всё общество не сможет избежать кризиса. С другой стороны, независимо от материального положения семьи и ее дохода бессознательно непомерно производятся растраты на лишнюю одежду, бесконтрольно используемое электричество и телефонные разговоры, приобретение слишком дорогих модных лекарств, что также опасно влияет на материальное равновесие семьи и общества в целом.

Нужно отметить, что основой успешного потребления является разумный подход, доверие и гарантия приобретаемых товаров и услуг. В первую очередь необходимо убедиться в необходимости приобретаемого, и при этом, чтобы избежать прямого влияния рекламы, необходимо заранее подготовить список необходимых покупок. А при покупке необходимо руководствоваться качеством приобретаемого товара или услуги, условиями гарантии, известностью марки и степенью доверия фирмы на рынке. Необходимо особенно при покупке продуктов питания обращать внимание на виды и качество используемых в них добавок, при покупке овощей и фруктов обращать внимание на то, чтобы они не были поражены растительными болезнями и были экологически чистыми, при покупке мяса удостовериться в том, чтобы при откорме животных не использовались гормоны, чтобы животные забивались в санитарных условиях и по правилам Ислама.

Поделиться

Оставьте комментарий