facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ислам в Польше

0

Польша — традиционно католическое государство. Однако здесь есть своя немногочисленная мусульманская община. По разным данным, от 15 до 30 тысяч правоверных в различных уголках страны с почти 40-миллионным населением. Но с каждым годом растет число жителей Польши, исповедующих Ислам. Религию привносят мусульмане-иммигранты из арабских стран, турки, пакистанцы и чеченцы. Гордясь своей культурой и традициями, они способствуют росту духовного и национального самосознания во всей общине.

Среди мусульман есть и бывшие католики, принявшие Ислам по собственным убеждениям или после вступления в брак. Но большинство современных польских мусульман — это потомки крымских татар, покинувших полуостров ещё в Средние века.

В те времена татары служили в войске Польско-Литовского княжества и свободно исповедовали свою веру. Но за 600 лет под влиянием других культур они не сохранили ни родного языка, ни традиций. Только вероисповедание осталось прежним. В последнее столетие Польша, строя коммунизм, отказалась от религий; Ислам не находил поддержки в стране. Часть территории страны после Второй мировой войны отошла к Советскому Союзу, и многие польские мусульмане попали под репрессии. Лишь в последние десятилетия появилась возможность изучать Ислам и возрождать традиции и культуру татар в Польше.

До 1939 года в стране было 17 мечетей. Теперь же некоторые разрушены, некоторые приспособлены под квартиры. Сейчас в Польше действуют только четыре храма Аллаха: две, чудом уцелевшие с 17 века, в местечках Крушиняны и Бохоники, и построенная сравнительно недавно мечеть в Гданьске. В пригороде Варшавы есть небольшой молитвенный дом, и скоро, возможно, появится новый. В городе Белостоке также собираются открыть мечеть и при ней медресе.

Мечеть в Варшаве

В период строительства коммунизма варшавским мусульманам долгое время негде было собраться на Курбан или Ураза-байрам. Приходилось арендовать актовый зал в политехническом институте, совершенно неприспособленное для этих праздников помещение. В 1992 году община приобрела дом, сделала ремонт и немного реконструировала. Единственная мечеть Варшавы находится в тихом предместье и почти не видна среди окружающих домов. Только арки восточной архитектуры и купола с полумесяцем и звездой придают немного восточного колорита типично европейской улице. Тем не менее, эта мечеть является настоящим духовным центром небольшой общины мусульман. Здесь совершаются религиозные обряды и проводятся мусульманские праздники. По пятницам в мечети собираются на молитву до 300 человек. Каждую субботу тут проходят уроки арабского языка, а магазин халяльных товаров расположен по соседству. Имам Али Козакевич хочет пристроить ещё несколько комнат и большой зал.

Не всегда молельный дом на улице Виертниджей способен принять всех верующих. В Варшаве проживает свыше семи тысяч мусульман, но до сих пор в городе не так много мест, где они могут собираться. Поэтому, возможно, в скором времени будет построена новая мечеть. Она разместится в старом районе Охота, расположенном недалеко от исторического центра польской столицы. Точный адрес мечети пока не называется. Мусульмане хотят, чтобы она была построена на участке земли, приобретенном их общиной в начале XX века.

Новая мечеть проектируется так, чтобы вместить более десяти тысяч молящихся. Здание будет небольшим и идеально впишется в пейзаж квартала. Постройка будет иметь 18-метровый минарет, проект которого исключает слышимость азана. Если башню построят, призыв муэдзина будет раздаваться только в пределах мечети. Помимо зала для молитв в здании центра будет расположена библиотека с мультимедийным оборудованием, выставочный зал, халяльная закусочная, кафе и магазин. Польские правоверные планируют создать не столько мечеть, а «культурный центр, открытый, как для мусульман, так и для немусульман». Здесь будут организованы курсы арабского языка для всех желающих, а также польского языка — для детей дипломатов из арабских стран.

Мечеть Крушиняны

В 1679 году польский король Ян Собески, не имея денег, чтобы платить татарским войскам, жаловал им земли, в том числе в районе Крушинян. В XVIII веке здесь была построена очень симпатичная деревянная мечеть, внешний вид которой практически не изменился с момента её появления. Маленький деревянный домик в крошечной польской деревушке выглядит также как и любое другое культовое сооружение в сельской местности. Однако три полумесяца над крышей свидетельствуют о том, что это мечеть. Хотя здание не имеет минарета, здесь вряд ли нужен муэдзин: среди 160 жителей Крушинян — только четыре мусульманских семьи. С годами исламская община сильно уменьшилась, так как молодёжь не хочет оставаться в деревне. Но Крушиняны по-прежнему являются духовным центром для многих польских мусульман.

Мечеть Бохоники

В деревне Бохоники, недалеко от Крушинян, есть другая мечеть, которая также хорошо сохранилась до наших дней. Она построена в начале XIX века. Простое деревянное здание венчает башня с традиционным исламским символом — полумесяцем. Внутри — небольшой уютный молитвенный зал, выстеленный коврами. Радуют глаз аяты Священного Корана на арабском языке. Мечеть уютная и дарит спокойствие всем пришедшим вознести хвалу Аллаху. Потомки татар, снискавших расположение польского короля за верную службу, до сих пор живут в этих местах. Число местных прихожан небольшое, но много верующих приезжают из разных уголков Польши.

Мечеть в Гданьске

Мечеть в Гданьске — современная. Ее построили около 15 лет назад. Прекрасное здание возвели в старом районе города, рядом со старинным парком. Мусульманам помогли меценаты из числа потомков польской шляхты. Внутренний интерьер храма украшает ковер, на котором изображена казанская соборная мечеть Кул-Шариф. В Гданьске живут несколько сот татар и создан татарский Союз, который возрождает национальные традиции и издает литературу о польских мусульманах. Самое большое пожелание гданьских верующих — чтобы у них был имам-татарин, который, как они считают, лучше бы их понимал. Пока имам этой мечети — араб.

Share.