facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

История Апанаевского медресе

0

Апанаевское медресе — одно из старейших мусульманских учебных заведений в Татарстане. После завоевания Казанского ханства все религиозные учреждения и учебные заведения были закрыты. Лишь во время правления Екатерины II заново стали открываться мечети и мектебе. Первыми стали Марджани и Апанаевская, которые функционируют с последней четверти XVIII века.

 У знаменитого медресе было несколько названий: Приозёрное — по месту нахождения здания, Апанаевское — от имени попечителей, «Каримия», «Галламия» и «Касымия» — по имени мударрисов Мухаметкарима Мухаметрахимова, Абдулгаляма и Мухамметкасыма Салиховых.

В официальных документах указаны разные годы открытия Апанаевского медресе: 1771, 1780 и 1826-ый. Это мусульманское учебное заведение находилось на территории Второй соборной мечети, на Захарьевской улице. Также медресе и мектебе располагалось в доме Апанаева на набережной Кабана.

В разные годы медресе возглавляли Салих Сагитов (до 1820-х годов), Исхак Сагитов (1831—1838), Мухаметкарим Мухаметрахимов (1836—1861), Салахутдин Сагитов (1861—1875); Тазетдин Султанов (1875—1879), Абдулгалям Салихов (1879—1899) и Мухаметкасыйм Салихов (с 1898 года). Последний руководитель был последователем Галимджана Баруди, под влиянием которого Апанаевское медресе становится новометодным. По сведениям секретного донесения казанского вице-губернатора Г.Б. Петкевича министру внутренних дел Н.А. Маклакову от 30 октября 1913 года, в регионе существовало всего 994 конфессиональных школ — медресе и мектебе. Только в 43 из них окончательно был введён звуковой метод и в 25 — общеобразовательные предметы.

Медресе располагалось в собственном двухэтажном каменном доме, построенном в 1877 году архитектором П.И. Романовым. Средства на его возведение предоставили прихожане Апанаевской мечети.

Учебное заведение существовало за счёт собственных фондов. Лавки на углу Захарьевской и 3-й Поперечной, на Сенной площади приносили 1200 рублей, хранящийся в банке капитал в 5000 рублей давал доход около 200 рублей. Кроме этого, шакирды платили за обучение от 2 до 3 руб. в месяц и 3—5 руб. за общежитие. Также прихожане Апанаевской мечети делали пожертвования, размер которых доходил до 1000 рублей. Один из состоятельных людей махалли, Мухамметшакир Габделрахимов, завещал треть имущества в пользу медресе, которому неоднократно помогал материально. В разные годы попечителями становились Исхак Юнусов, Салих Мустафин, братья Апанаевы и другие мусульмане.

В начале XX века учебное заведение состояло из мектебе (ибтидаи) с приготовительным и 3 основными классами, и медресе — из восьми классов (4 класса рушдия и 4 класса игдадия). При медресе существовал трехгодичный русский курс по программе начальных училищ Министерства народного просвещения.

Инспектор татарских, башкирских и киргизских школ Ш.И. Ахмеров писал в декабре 1886 года попечителю Казанского учебного округа П.Н. Масленникову: «Собственно татарских школ, в которых преподаётся русский язык, в настоящее время в Казанской губернии не существует; но есть «русские классы» при медресе, существующие совершенно отдельно от медресе, в особых помещениях; они учреждены для учеников медресе, желающих учиться по-русски». В казанских медресе было четыре таких класса, один из которых находился при Апанаевском медресе. Преподавал в нём Миргаяз Иманаев, окончивший курс в Казанской татарской учительской школе.

По секретному донесению казанского вице-губернатора Г.Б. Петкевича министру внутренних дел Н.А. Маклакову от 30 октября 1913 года, при медресе существовало четыре варианта обучения на русском языке.

— русского класса нет, но в педагогическом составе есть назначенный дирекцией народных училищ преподаватель русского языка (медресе «Мухаммадия»);

— русский класс помещается в отдельном здании (Апанаевское медресе);

— русский класс находится в одном здании с медресе (Усмановское медресе);

— русские классы, к которым приписан ряд медресе (медресе Старо-татарской слободы приписаны к одному русскому классу, а все медресе Ново-татарской слободы — к другому).

Отметим, что посещение этих занятий и изучение русского языка было необязательным.

Двенадцатигодичный курс в Апанаевском медресе делился на три отделения по четыре года: ибтидаи, рушдия, игдадия. Шакирдам преподавали чтение, письмо, основы вероучения и поклонения, татарский язык, историю Ислама и арифметику; затем тафсир, хадис, фикх, фараиз (наследственное право), калям (богословие), мировую и российскую историю, геометрию, географию, татарскую и арабскую грамматику. Всё обучение велось на татарском языке. Среди выдающихся педагогов Апанаевского медресе можно назвать И. Сагитова, А. и М. Салиховых, А. Максудова, Г. Кулахметова, А.-З.Валиди.

Количество шакирдов, как и в других мусульманских учебных заведениях, колебалось. Если в 1835 году учеников было 40, то в 1861 — 38, в 1888 — 140, в 1895 — 60. Это официальные цифры, которые предоставлялись в министерство. На самом деле неизвестно, сколько было обучающихся и совпадают ли эти данные с официальной информацией. Из стен этого медресе вышли блестящие личности: К. Насыри, Г. Баруди, С. Галеев, М. Бигиев, З. Бигиев, А.-З. Валиди, С.Максудов, Г. Исхаки, Г. Камал, К.Мутыги, М. Гали, А. Шамов, Ш. Рахмати, К. Мутыги и другие.

Одно из старейших мусульманских учебных заведений Казани, Апанаевское медресе, как и другие религиозные образовательные учреждения, было закрыт в 1918 году после Октябрьской революции.

Share.