facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

История мусульман Мьянмы

0

Государство Мьянма расположено в Юго-Восточной Азии, граничит с Индией и Бангладеш на западе, Китаем на северо-востоке, с Лаосом на востоке и Таиландом на юго-востоке. Площадь страны, включая прилегающие острова, составляет 678 тыс. км². Прежнее название страны – Бирма. Природа щедро наделила Мьянму своими богатствами – в ее недрах есть редкие металлы, золото, уголь, нефть, газ, в прибрежных водах — обильные морские биоресурсы,

а леса дают ценное тиковое дерево. Одно из главных достояний этой страны – драгоценные камни, сапфиры и рубины, которые высоко котируются на мировом рынке.

В Мьянме сейчас проживает 48 млн. человек. Этнический состав населения разнороден: бирманцы — 68 %, шаны — 9 %, карены — 7 %, араканцы — 4 %, китайцы — 3 %, индийцы — 2 %, моны — 2 %.

Мьянма — многоконфессиональная страна, однако подавляющее большинство населения — буддисты, 89 % жителей. Христиане и мусульмане составляют по 4 % от общего числа населения.

В Мьянме проживает народность рохинджа общей численностью до 1,5 млн. человек; по другим источникам – до 3,5 млн. человек. Само слово «рохинджа» происходит от «Рохандж» — древнего названия Аракана. Эти люди исповедуют Ислам и населяют преимущественно провинцию Аракан (ныне – Ракхайн). В этой провинции, граничащей с Бангладеш, проживают два основных этнических сообщества – буддисты ракхайн и мусульмане рохинджа.

Некоторые историки утверждают, что первыми мусульманами, поселившимися в Аракане, были арабы, которые прибыли сюда под предводительством Мухаммада ибн Ханафийа еще в конце седьмого века нашей эры. Он женился на королеве Кайяпури, которая приняла Ислам. После этого основная часть ее народа также стала мусульманами.

Мусульмане рохинджа претендуют на то, чтобы считаться коренным народом Аракана. И бирманцы, и араканцы не признают существование отдельного народа рохинджа. Исследователь Хабиб Сиддики выделяет рохинджа в отдельную группу, указывая, что они «потомки мусульман, вобравших в себя наследие всех, кто поселился в Аракане — арабов, тюрков, персов, патанов, моголов, бенгальцев и некоторых индийцев-монголоидов», но из данного определения следует, что под этим именем вполне законно прописываются представители любой из трех предыдущих групп. «Мусульмане рохинджа не этническая группа, развившаяся из некогда единой племенной группы или единого расового корня, но этническая группа, развившаяся из разных корней человечества. Этнически рохинджа мусульмане по религии, имеющие собственную культуру, собственную цивилизацию».

На протяжении столетий мусульмане рохинджа относительно мирно уживались с буддистами ракхайн. Однако во время Второй мировой войны ситуация изменилась. Между двумя этническими сообществами начались столкновения, которые подстрекали третьи стороны, в особенности – британские раджи.

Во время погрома 28 марта 1942 года были убиты около 100 тысяч рохинджа, а еще 80 тысяч покинули свои родные места. С тех пор отношения между двумя народами окончательно испортились.

После приобретения Бирмой независимости в 1948 году мусульмане предприняли неудачную попытку вооруженного восстания, требуя создания автономного образования внутри Бирмы. В результате начались массовые репрессии среди приверженцев Ислама, которые потеряли все ключевые посты в органах власти, а многие – и собственность.

С установлением же военной диктатуры генерала Не Вина в 1962 году мусульмане Аракана были провозглашены «незаконными иммигрантами», якобы поселившимися в Бирме в годы британского господства. Правительство фактически задалось целью изгнать их из Бирмы, начав с того, что лишило рохинджа гражданства. Таким образом, в 1974 году представители этого народа стали «иностранцами» в своей собственной стране.

К 1999 году уже насчитывалось не менее 20 попыток выселения рохинджа, осуществлявшихся сменявшими друг друга правительствами Бирмы. Крупнейшая из них, получившая название «Операция королевский дракон», относится к 1978. Она началась 6 февраля с «зачистки» в самого крупного мусульманского населенного пункта Саккипара и охватила весь район. Мусульмане, как мужчины, так и женщины, как молодые, так и старые, подвергались массовым арестам, пыткам, убийствам, изнасилованиям.

Потрясенные нависшей над ними угрозой, многие рохинджа покинули свои дома и перешли границу с Бангладеш. 300 тысяч из них поселились во временных лагерях, созданных правительством этой страны. ООН признала этих людей беженцами.

18 июля 1991 года была предпринята еще более жестокая кампания, направленная на геноцид рохинджа. Их убивали, лишали собственности, женщин насиловали, места поклонения разрушали. В Бангладеш хлынула новая волна тысяч эмигрантов.

В настоящее время в результате подписания двустороннего соглашения между Бангладеш и Мьянмой некоторые часть беженцев рохинджа вернулись в родные места, однако их отношения с ракхайн, которые провозглашены единственными коренными жителями этой местности, продолжают ухудшаться. Как видно, судьба рохинджа, не менее плачевна, чем судьба американских индейцев. Озабоченность проблемой не раз выражала мировая общественность, но пока безуспешно.

Противопоставление мусульман буддистам в стране имеет два главных основания — историко-идеологическое и экономическое. Официальная точка зрения исходит из посылки, что мусульмане-рохинджа — выходцы из Бангладеш, издавна незаконно проникавшие на территорию буддистской Мьянмы, которых экономически поддерживали колонизаторы-англичане.

В настоящее время политика властей по отношению к рохинджа определилась и состоит в вытеснении их из страны. Отчасти это им удается: за рубежами Мьянмы, прежде всего в Бангладеш и Малайзии, проживает в качестве беженцев как утверждает Хабиб Сиддики, половина всех рохинджа, а, если вести речь о всех мусульманах, и того больше. Наряду с операцией «Король Драконов», проводились и проводятся более мелкие операции, а операция 1990-91 годов была даже еще более масштабной. Результатом ее стал исход 250 тысяч человек. Благодаря усилиям штата Верховного комиссара ООН по делам беженцев большинство все же вернулась домой, и в Бангладеш их осталось только 50 тысяч. Но следует приплюсовать к покинувшим родину еще 110 тысяч бежавших в Таиланд в 1994 году, новые потоки беженцев в 1996-97 годы, в Бангладеш и Индию в 2000-01 годы, принять во внимание динамику прироста численности беженцев в Таиланд, где в 1990 году было 40 тысяч беженцев из Мьянмы, а в 2001 году уже 135 тысяч, и учесть, что только зарегистрированных беженцев из Мьянмы в Индии 40 тысяч, в Китае 12 тысяч. Кроме того, имеются они также в Малайзии и странах Ближнего Востока.

В последний год ситуация накалилась снова. Жители Мьянмы вновь вынуждены покидать свои дома, а СМИ все чаще пишут о геноциде. Последние события – массовые убийства мусульман тому подтверждение. В широких масштабах ведется борьба с Исламом как религией. Определенные виды работ или обучения требуют в современной Мьянме отказа от мусульманской религиозной практики. За отказ изучать буддизм учащиеся исключаются из школ. Всякие попытки взрослых в этом случае вступиться за своих детей караются задержанием в полицейских участках. Строительство мусульманских медресе запрещено, закрываются под разными предлогами старые мечети, известны случаи применения пыток к учителям-мусульманам за преподавательскую деятельность. Всякое выдвижение мусульманина на общественную должность сопровождается вовлечением его в исполнение буддистских обрядов. Обязательной для всех является оплата содержания буддистских монахов, отказ от этой обязанности чреват весьма серьезными последствиями.

Немусульманские суды в Мьянме получили возможность вмешиваться в заключение и расторжение мусульманами брака. Протесты мусульман против введения соответствующих законодательных актов закончились ничем.

Это правда, современный политический режим Мьянмы репрессивен в своем отношении к всякой оппозиции, но в случае с рохинджа речь идет не об оппозиции, а о дискриминации по религиозному признаку, что не подлежит никакому оправданию в современном мире.

Share.