facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Из истории татарских мечетей г. Петропавловска

0

Когда появилась первая деревянная мечеть в г. Петропавловске, установить практически невозможно. Скорее всего она была старше первой каменной мечети на 10-20 лет. Первая каменная мечеть, она же Подгорная мечеть № 2, была построена по личному указанию Екатерины II в 1795 г. Она являлась первой каменной мечетью в казахской степи и одним из первых каменных зданий в самом городе. В 1801 г. в нее попал заряд молнии и мечеть была частично разрушена, перестроили ее в конце 1820-х гг.1

К 1838 г. в городе функционировали две деревянные и одна каменная мечети2. Интенсивное строительство каменных мечетей развернулось во второй половине XIX в. Это связано с льготами, предоставленными правительством для торговли со степными киргизами, что повлекло массовый приток в город татарских купцов, не жалевших денег на богоугодное дело. Среди щедрых меценатов были представители таких известных татарских фамилий, как Муратовы, Давлеткильдеевы, Янгуразовы, Тюменевы.
Уже к началу XX в. в городе насчитывалось семь каменных мечетей. Многие мечети испытали влияние среднеазиатской культуры и по своей архитектуре существенно отличались от традиционно татарских, особенно ярко это выражалось в необычной конструкции минаретов (Муратовская мечеть № 3 (1868 г.), Давлеткильдеевская мечеть № 4 (1870 г.)). Некоторые татарские купцы предпочитали строить мечети на территории своих дворов, вследствие чего они составляли единую архитектурную композицию с домом и надворными постройками (Давлеткильдеевская мечеть № 4, Янгуразовская мечеть № 6 (1882 г.)).
Один из таких дворовых комплексов, воздвигнутый купцом Янгуразовым, сохранился и по сей день. Прямоугольная мечеть, имеющая в южной части полукруглый выступ с купольным сводом — михрабом, богато декорированным аттиком, и прилегающий к ней двухэтажный особняк, сохранивший изразцы и удивительно красивые своды, — яркая достопримечательность города.

 

 

 

 

 

 

 

Одна из мечетей располагалась на территории закрытого в 1949 г. мусульманского кладбища в самом центре города, одна — на меновом дворе, где в то время торговало большое количество купцов-мусульман.

При каждой каменной мечети действовало медресе, где помимо местных мулл преподавали специально приглашенные учителя из Казани, Уфы, Троицка и Касимова3.

Первое медресе, согласно официальным документам, ведет свою историю с 1860 г.4 Школы были рассчитаны на четыре года обучения. В них отдавали детей с 7-8 лет. В список изучаемых предметов входили арифметика, грамматика, география, чтение и толкование Корана, а также русский язык, который, как правило, дети татар начинали изучать только в школе5. Медресе при третьей мечети превратилось вовсе в научный центр города, где под руководством Мухаммеджана Бегишева, выпускника Стамбульского университета, учащиеся, помимо основных предметов, изучали арабский, персидский и турецкий языки, историю и литературу Востока6. Выпускниками данной школы стали: прославленный казахский поэт Магжан Жумабаев и татарский — Ахмад Уразаев (Курмаши), автор поэм «Кыйсса-и Таџир илђ Зљџрђ»(Сказание о Тахире и Зухре), «Кыйсса-и Бњз егет» (Сказание о юноше-джигите). Последние годы своей жизни Курмаши так же преподавал в одном из медресе города.

В 1886 г. в татарских медресе обучалось свыше 300 учеников7. «Дети татар отличаются своей грамотностью, они читают и пишут не только по-татарски, но и часто и по-арабски, и по-русски», — писал в своем очерке местный врач Ц. А. Белиловский8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Известной личностью был ахун г. Петропавловска Г. Г. Яушев. Именно он в 1904 г. был непосредственным инициатором первого прошения мусульман в адрес Премьер-министра Российской империи С. Ю. Витте о даровании им политических и гражданских прав. В 1917 г. лидеры мусульманской общины города ставили также вопрос о культурной мусульманской национальной автономии9.
С приходом к власти большевиков все медресе были закрыты. В 1920-е гг. была предпринята попытка организовать при мечетях религиозные курсы, вначале двух-, а потом и четырехгодичные. Программа курсов предполагала обучение юношей, достигших 18 лет, мусульманскому праву, толкованию Корана и арабскому языку. В 1925 г. курсы были закрыты, организатор курсов мулла Х. В. Бикбаев привлечен к уголовной ответственности10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 1938 г. в Петропавловске были закрыты все мечети, духовные лидеры были подвергнуты репрессиям. Имам мечети № 3 Мухаметжан Бегишев расстрелян. Здания мечетей были приспособлены под хозяйственные нужды, а некоторые вовсе уничтожены. На месте разобранной мечети № 3 и прилегающего к ней мусульманского кладбища в советское время располагался обком партии, на месте уничтоженной мечети № 1 — хлебокомбинат. Лишь в 1947 г. властями было разрешено функционирование домовой мечети, которая просуществовала вплоть до 1970-х гг., пока не была снесена вследствие интенсивной застройки на этой территории.

Не дожили до наших дней и два старинных мусульманских кладбища. Оказавшись волею судьбы в самом центре города, они были разрушены в предвоенные годы. Камни с древних надгробий использовались под фундамент зданий, а иногда при изготовлении жерновов.

В настоящее время сохранилось лишь четыре здания старых мусульманских мечетей. Одно из них (Янгуразовская мечеть № 6) было передано мусульманам в начале 1990-х гг. и реконструировано в 1995 г. Другое (мечеть № 5) было полностью восстановлено на средства татаро-башкирской общины города и распахнуло свои двери прихожанам в 1998 г. Помимо богослужений, здесь проходят занятия по чтению намаза и сур из Корана.

Две другие мечети (№ 2 и № 4) продолжают находиться в аварийном состоянии. Единственная татарская мечеть, у которой частично сохранился минарет (мечеть № 4), до сих пор продолжает использоваться как подсобное помещение завода им. Кирова, а уже полуразрушенное здание первой каменной мечети (мечеть № 2) как частная сауна. Эти строения не вошли в число памятников, представляющих культурную и историческую ценность, и остались предоставлены сами себе. Такое отношение к историческим памятникам духовной культуры не может не вызывать обеспокоенность не только у мусульман Петропавловска, но и у всей татарской общественности.

   

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Муканов К. Мечети Петропавловска // Мой город. – 2004. – № 3. – С. 12-13.

2. Северо-Казахстанский государственный архив, ф. 56, оп. 1,. д. 25, л. 52.

3. Татары на севере Казахстана (история и современность). – Петропавловск, 2004. – С. 48.

4. Адресный календарь и географическо-статистические сведения. – Омск, 1887. – С. 14.

5. CКГА, ф. 3, оп. 1, д. 43.

6. Муканов К. Указ. соч. – С. 12-13.

7. Адресный календарь и географическо-статистические… – С. 14.

8. Белиловский Ц. А Медико-статистический очерк города Петропавловска Акмолинской области. Годичный отчет за 1886 год. – Томск, 1887. – С. 10.

9. Государственный архив Российской Федерации, ф. 1701, оп. 1, д. 57, л. 23-24.

10. СКГА, ф. 3, оп. 1, д. 41.

Зуфар Махмутов,
аспирант КГУ

http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2008_1/09/09_10/

 

Share.