facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Как понять утверждение о том, что человек слаб по природе своей

0

Сказано в Коране: «… человек создан слабым по природе» (Сура «ан-Ниса», 4/28).

Всевышний создал человека беспомощным, нуждающимся в опёке и защите. В аяте сказано:

«Аллах тот, Кто сотворил вас немощными, потом сделал вас сильными, а после этого (вновь) слабыми и старыми. Творит Он, как пожелает, ибо всеведущий Он, всемогущий» (Сура «ар-Рум», 30/54).

Сила молодости обманчива. Человек должен помнить об этом и не полагаться на своё состояние вершителя великих дел, когда кипит в нём нерастраченная, свежая энергия юности.

Коран предупреждает, что период цветения и здоровья сменятся временем увядания, слабости и немощи. Ощущение своей силы человеку необходимо осторожно перевести в благодарность, чтобы не впасть в неповиновение Всевышнему, бунтарство и зазнайство. Позднее раскаяние никому ещё не помогло: молодость нужно использовать по назначению. Упущенное время и возможности не вернутся. Таковы суровые условия земного бытия — испытания. Старость, если суждено её испытать, — вот что ожидает человека. Коран призывает к размышлению:

«Того, кто удостоен Нами жизни долгой, делаем мы (с годами) немощным и разум его ухудшаем. Неужели же не понимают (этого грешники)» (Сура «Йа Син», 36/68).

На примере Адама (алейхиссалям) Всевышний Аллах раскрывает некоторые особенности человеческих слабостей:

«Прежде заключили Мы Завет с Адамом, но забыл он (об этом), и убедились Мы в нестойкости его» (Сура «Та Ха», 20/115).

Нужно заметить, что слово «инсан» (человек) состоит из двух корней. Первый корень «нисьян» означает «забывчивость, забывчивый». Вышеприведенный аят доказательство тому: Адам (алейхиссалям) забыл об уговоре со Всевышним. Второй корень — «унсият», его значение — «привязанность», «привыкающий». Человек быстро принимает условия, в которых находится, и в итоге проникается духом той или иной обстановки.

Во многих аятах Аллах указывает на высокомерие и надменность человека. Люди впадают в эти состояния несмотря на свою ущербность и бессилие. Аллах Тааля наставляет своё создание:

«И не ходи по земле горделиво, ведь не пройдешь ты сквозь землю и не сравняешься с горами высотой (своей)!» (Сура «аль-Исра», 17/37).

Стремление кому-либо или чему-либо подчиняться, служить заложено в человеке. В этом понимании он либо раб своего нафса (животного начала), страстей, желаний, то есть мирского, либо раб своего Создателя. Чтобы достичь положения истинного раба Всевышнего, человеку нужно преодолеть барьеры нафса. Мусульманин должен стремиться прожить свою жизнь согласно договору, состоявшемуся между Аллахом и человеческой душой, который был закреплён следующими словами: «Да, Ты наш Господин!»

Душа во время заключения договора со Всевышним была чиста и могла видеть ангелов, была способна созерцать Величие Создателя. Но, дав клятву, душа, согласно хадису Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), в течение 120 дней стала в лоне матери заложницей пяти чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса). Она встретилась с таким явлением как нафс. Чистота и прозрачность стали замутнены животным началом. Но, в то же время ей был указан путь освобождения от непристойного и греховного при помощи духовных задатков, которыми наделил Всевышний Аллах человеческую душу. Таким образом, мусульманин может победить своё порочное начало путём очищения сердца и воспитания нафса. Тогда чистое станет преобладать и сердце сможет воспринимать истину. Всевышний Аллах в аятах говорит:

«Преуспел тот, кто очистился (благодаря Вере), поминал имя Господа своего и совершал намаз» (Сура «аль-Аля», 87/14-15).

«Клянусь Я солнцем и сиянием его! Клянусь луной, когда движется она вслед за ним, клянусь днём, когда освещает он мир, клянусь ночью, когда застилает она мир, клянусь небом и Тем, Кто воздвиг его, клянусь землёй и Тем, Кто простёр её! Клянусь душой (человеческой) и Тем, Кто сотворил её и придал ей соразмерность, Кто внушил ей и грехи её, и благочестие её. Преуспел тот, кто душой очистился. Понёс урон тот, кто (злое в душе сокрыл)» (Сура «аш-Шамс», 91/1-10).

Цель религии — воспитать чуткого, тонкого, истинного, способного достойно служить Всевышнему человека. В Коране говорится:

«Верующие — только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, приумножается у которых Вера, когда произносят им аяты Его; уповают которые на Господа своего» (Сура «аль-Анфаль», 8/2). «Сердца коих трепещут от страха при упоминании имени Всевышнего, терпеливы которые к тому, что постигает их, совершают намаз и расходуют (во имя Аллаха) из того, что даровали Мы в удел им» (Сура «аль-Хадж», 22/35).

В аяте сказано: «… Горе тем, сердца чьи чёрствы к назиданиям Аллаха! В заблуждении они явном» (Сура «аз-Зумар», 39/22). Если человку не воспитывать духовное начало, тогда он будет угнетён своим же нафсом. В другом аяте говорится: «Видел ли ты того, кто избрал себе идола предметом поклонения? Разве ответчик ты за него (т.е. за язычника этого)?» (Сура «аль-Фуркан», 25/43). В этих строках указывается на тех людей, которые избрали приоритетом в жизни не божественное указание, а собственные желания.

Ещё в одном аяте сказано: «… А если будешь (ты) следовать прихотям их, после того как явилось тебе Знание (истинное), то, воистину, окажешься ты в числе нечестивцев» (Сура «аль-Бакара», 2/145). В Коране подчёркнута причина невежества: она исходит от принятия человеком только желаемого и поклонения желаемому. Истинно, подчинился зовам нафса тот, кто отдаляется от пути Аллаха, кто следует своим прихотям, и поэтому старается внести изменения в религию.

Share.