facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Как тюрки приняли Ислам

0

При владычестве первого правителя государства Омейядов, Муавии, в Хорасан переселились 50 000 арабов из Куфы, Басры и Сирии. Эти выходцы из различных племен время от времени и вступали в вооруженные конфликты с тюрками, что породило между ними неприязнь. Первые крупные столкновения произошли между Омейядами и государством Туркиш, что повлекло за собой крах империи, приход к власти Аббасибов и принятию тюрками Ислама.

Знаменитый полководец Хаджадж ибн Юсуф Ас-Сакафи, назначенный наместником в Ирак, сумел подчинить район Хорасана. Затем он решил расширить границы государства Омейядов и подчинить тюрок, установив власть в Мавераннахре, однако его намерения не увенчались успехом. В 705 году он отправил огромное войско в Туркестан, перешел реку Джейхун, которая до того времени считалась тюрко-арабской границей, и вступил на землю Мавераннахра. Два года спустя, захватив Бухару, Ас-Сакафи велел построить первую мечеть. В это время некоторые тюрки приняли Ислам.

После этого войска захватили Самарканд и Кашгар, который находился на востоке Туркестана. Поскольку город капитулировал, Хаджадж ибн Юсуф Ас-Сакафи продвинулся до границы с Китаем. Так арабы в 715 году подчинили своему влиянию районы Хорезма, Ферганы, Кашгара и Туркестана. Причиной легких побед стали раздоры между тюрками и сословные различия: богатые не признавали за народом никаких прав.

Спустя совсем немного времени к власти в государстве Туркиш пришел Супу Хан, который решил изгнать арабов из Мавераннахра. Он отвоевал обратно все города, перейдя реку Джейхун, а вскоре стал совершать набеги на Иран. Тюрки стали искать удобного случая, чтобы отомстить жестоким и деспотичным Омейядам. Однако в 738 году, после казни предводителя Баги Тархана, тюркское государство перестало существовать.

Тюрки, которых историки считают одной из самых древних наций мира, привыкли жить независимо. Они любили свою родину больше жизни и защищали до последней капли крови. Мужчины были искусными воинами, а всему народу были присущи смелость, отвага и героизм. Наряду с патриотизмом тюрки обладали степенностью, щедростью и гостеприимством. Они мало говорили и много делали, не любили крикливости и лицемерия, а также не впадали в панику. Их здравомыслие и благоразумие были непоколебимы. Благодаря этому нация могла предвидеть опасность и заранее готовиться дать отпор врагам.

Тюрки привыкли защищать бедных и заботиться об обездоленных. Они испытывали отвращение ко лжи, обману, непостоянству, ветрености, предательству, сдерживая обещание даже ценой собственной жизни. Эти люди уважали старших и любили порядок, справедливость, не закрывали глаза на царящее вокруг беззаконие. Им было присуще чувство национального самосознания и братства.

Эти качества были созвучны с принципами и законами Ислама. Поэтому тюрки, имевшие контакт с арабами, становились мусульманами. Однако междоусобицы замедляли этот процесс. Число тюрок, принявших Ислам в последние годы правления Омейядов, было довольно значительным. Однако количество многобожников все еще было выше.

В 745 году Аббасиды попытались нанести сокрушительное поражение Омейядам и отправили в Хорасан тюркского военачальника по имени Аба Муслим. Вместе с войском, сформированным в самый короткий срок из тюрок и иранцев, он поднял восстание против наместника Насра ибн Сайара. Заручившись поддержкой недовольного народа, Аба Муслим изгнал Омейядов из Хорасана и Мавераннахра.

Одновременно китайцы попытались воспользоваться ситуацией и перешли в наступление на Туркестан. Проживавшие там тюрки в 751 году попросили помощи у наместника Хорасана Абы Муслима. Он направил в регион огромное мусульманское войско под командованием Салиха ибн Зияда, которое объединилось с тюркскими солдатами и приготовилось к сражению.

Армии встретились на берегу реки Талас. Когда тюркские племена карлук и ягма, подчинявшиеся китайцам, перешли на сторону мусульман, среди солдат началась паника, и захватчики потерпели поражение. Победа в Таласе стала поворотным пунктом в жизни тюрок. До этого времени каждый человек принимал отдельно решение о произнесении шахады, однако, увидев поведение мусульман в бою, тюрки массово принимали Ислам, гармонировавший с их характером.

Во главе тюрок-мусульман стояли карлуки, которых также называют караханами. Именно они построили первое мусульманское общество среди представителей нации. После принятия Ислама карлуками новая религия стала распространяться среди тюрок-огузов. В истории известен пример, когда в один день шахаду произнесли 200 000 человек, живших в шатрах тюрок-огузов, которых называют туркменами. Они обитали в районах нижней части реки Джейхун.

Среди тюрок, позже всех принявших Ислам, были кара-хитаи. Они стали мусульманами в массовом порядке в 1222 году. Таким образом, после этой даты среди тюрок не осталось ни единого племени или рода, которое не произнесло бы шахаду.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.