facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Как управлять водными ресурсами

0

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) советовал не расходовать воду сверх необходимого, даже если стоишь на берегу реки. Поэтому мусульмане уделяли большое значение управлению водными ресурсами – разрабатывали новые методы орошения, строили подземные водные каналы, а также создавали эффективные законы.

В Коране вода упоминается 63 раза. В нем говорится, что человек и все живые существа созданы из воды. Также в Священной Книге приводятся принципы, касающиеся водопользования. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил о значении воды, об охране водных источников, сохранении их чистоты.

Руководствуясь Кораном и хадисами, мусульмане развивали культуру водопользования. В золотой век Ислама ученые проводили исследования, связанные с управлением водными ресурсами, разрабатывали системы ирригации.

Одной из стоящих перед ними задач было предотвратить потерю воды в условиях жаркого климата. Математик и инженер XI века Мухаммад Караджи писал об «извлечении подземных вод» и разработал методы поиска водных источников. Он описал методы строительства подземных водных каналов, позволяющих избежать испарения – канатов.

Строительство канатов в Кордове позволило наладить подачу воды в дома. В Мавераннахре существовали тысячи колодцев, которые были связаны между собой подземными каналами. Такая система позволяла передавать воду на большие расстояния, не опасаясь загрязнения и засорения.

В Алжире подземные водные каналы носят название фоггара. Чтобы контролировать количество воды, которая подается по режиму, местные крестьяне использовали водяные часы – клепсидру.

В жарком и сухом климате особое значение имеет контроль над распределением воды. Этому в исламском мире уделялось особое значение. Крупные водные сооружения, такие как плотины, находились под управлением государства, в то время как малые объекты водной инфраструктуры, такие как водоподъемные механизмы, находились в руках частных лиц.

Египетские историки XIV века ан-Нувайри и аль-Макризи писали о значении обслуживания плотин и водных путей Нила. И при Айюбидах, и при мамлюках государство и крупные землевладельцы отвечали за создание каналов, их очистку, обслуживание плотин. При мамлюках существовала должность «кашиф аль-джусара», который контролировал все плотины страны.

В Андалусии все споры, связанные с водой, рассматривались третейскими судьями, избираемыми самими земледельцами. Именовались они «судами воды», которые проходили каждый четверг у входа в главную мечеть города. И сейчас, спустя тысячу лет, по четвергам в 12 часов дня у ворот кафедрального собора Валенсии проходит «водный суд», который решает споры о воде, поставляемой для полива.

Арабский ботаник XII века Ибн аль-Аввам в «Книге сельского хозяйства» описал метод капельного орошения – он предлагал закапывать у корней деревьев наполненные водой контейнеры с отверстиями. Как он замечал, эта техника с одной стороны, экономит воду, с другой, позволяет избежать избыточного увлажнения почвы.

В исламском мире широко использовались такие сложные механизмы, как водоподъемные машины и насосы. А такие ученые, как аль-Джазари и Таки ад-дин, разрабатывали устройства, приводимые в действие водой. Впервые использовав коленчатый вал, аль-Джазари создал механизм, способный поднимать воду на большую высоту.

Share.