facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ходжа Ахмед Ясави — духовный наставник тюрков

1

Ходжа Ахмед Ясави — мусульманский поэт, выдающийся алим и праведник. Он жил в период установления одного из первых исламских тюркских государств под правлением Караханов в Средней Азии. Принято считать, что он родился в 1093 году.

Его настоящее имя — Ахмед бин Мухаммед бин Ибрахим бин Ильяс. Однако этот учёный-мыслитель известен также как «Пир-и Туркестан», «Хазрет-и Туркестан» , «Хазрет-и Султан», «Ходже Ахмед», «Кул Ахмед Ходжи».

Ахмед Ясави появился на свет в городке Сайрам, недалеко от Чимкента в Казахстане. После смерти отца вместе со старшей сестрой он переселился в местечко Яси. Позже благодаря этому он получит известность под именем Ясави.

 

Известно, что его отцом был известный алим того времени, происходящий из рода Али (радыяллаху анху), — Ибрахим Шейх, который обосновался в городке Сайрам; матерью же Ахмеда Ясави является Айша Ана. Ибрахим Шейх начал заниматься воспитанием и образованием мальчика после того, как тому исполнилось семь лет.

После смерти отца духовным наставником юноши стал Арыстан Баба. В возрасте 27 лет Ясави отправился в Бухару, где брал уроки у выдающегося учёного-мыслителя Юсуфа Хамедани. Вместе с учителем он обошёл центры исламской культуры — Марв, Бухару, Херат, Самарканд, побывал во многих землях Туркестана. Находясь при Юсуфе Хамедани, к более зрелому возрасту Ахмед Ясави преуспел во всех науках того времени. 

В Бухаре он получил от своего наставника свидетельство об окончании обучения, после чего на него была возложена миссия передачи знаний. После смерти Хамедани он какое-то время продолжает его дело, но вскоре передаёт эстафету преподавания самому выдающемуся ученику Юсуфа Хамедани — Абдулхалику Гудждувани, и возвращается в Яси.

К тому времени город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Здесь алим начинает просветительскую деятельность. Ясави объясняет повеления и запреты в Исламе, продолжает заниматься обучением юношей. С каждым днём количество его учеников возрастает, и в короткий срок его имя становится известным на территории всего Туркестана, в Маверауннахре, Хорасане и Хорезме. Тысячи подопечных Ясави со всех земель Туркестана, получив его воспитание, начали вести проповедническую и распространили Ислам от Индийского полуострова до Идиля, от Великой Китайской Стены до Дуная. Обитель их была прибежищем для бедных и беспомощных. Этот скромный алим, посвятивший свою жизнь поклонению Аллаху, в свободное время тесал деревянные ложки, ковши и половники, и тем обеспечивал себя и свою семью.

Ахмед Ясави решил уйти из мира в 63 года, в возрасте Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Праведник построил во дворе обители подземную мечеть, куда можно было попасть по лестнице, где и прожил до самых последних дней. Это время он с ещё большим рвением и богобоязненностью посвятил поклонениям и молитвам. Неизвестно, сколь долго длилась это уединение, однако, предположительно под землёй он прожил около 10 лет. Считается, что Ясави умер в 73 года.

Ахмед Ясави был похоронен в городке Яси на берегу реки Сайхун. Он считается наставником всех тюркских народов, населяющих Центральную Азию. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 223 года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан» по личному указанию эмира Тимура (1336—1405) как признание и в качестве политического шага, направленного на укрепление своей позиции среди степняков-кочевников.

По преданиям, Ахмед Ясави приснился Тимуру, жившему два столетия после него, и сообщил радостную весть о предстоящем завоевании Бухары. Приняв это как знак свыше, эмир вышел в поход. Одержав победу, он решил посетить могилу праведника в Яси, питая особое чувство почтения и благодарности к этому аулия. Посетив скромное захоронение, Тимур приказал своим приближённым воздвигнуть величественный мавзолей и сам непосредственно внёс предложения в проект. Так началось возведение целого комплекса строений под руководством самого известного архитектора Туркестана того времени — Ходжи Хусейна Ширази. Во главе архитектора века строительство мавзолея закончилась за два года, и опять же по приказу эмира Тимура рядом с мавзолеем были возведены мечеть, обитель дервишей, кухня и ряд подсобных зданий, которые все вместе образуют ансамбль.

Ахмед Ясави был блестящим знатоком арабской и персидской литературы, но предпочёл тюркский диалект, понятный для его соотечественников, недавно познакомившихся с Исламом. Основной причиной стало то, что родной для его окружения язык внёс бы куда весомый вклад в дело воспитания новообращённых мусульман. Сборник стихов Ясави «Хикмет» веками передавался из уст в уста. В 15 веке книга приобрела письменный вид под названием «Диван-и Хикмет». Издание переходило из рук в руки как особо почитаемое. Эти стихи, написанные в стиле задушевной беседы на простом тюркском языке, в короткий срок распространились от Великой Китайской Стены до берегов Средиземного и Мраморного морей.

«Диван-и Хикмет» — это религиозно-нравственная книга, содержащая уроки Ислама и мусульманской морали. Большая часть её стихов была передана Ясави во время беседы с дервишами в прихожей своей подземной кельи.

Вначале сочинение наставника копировалось от руки, но, впоследствии, с помощью печатной технологии, количество экземпляров увеличилось. Известно, что «Диваны» в течение прошлых двух столетий 17 раз публиковались в Ташкенте, в Стамбуле — 9 раз, пятикратно в Казани и в Бухаре. После распада Советского Союза и с появлением новых возможностей в тюркоязычных странах «Диван-и Хикмет» много раз выходил в свет под различными названиями. 

Share.