facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Кончина благородного халифа Усмана (радыяллаху анху)

0

В 650 — 651 годах ошибочные действия халифа и наместников повлекли за собой недовольство народа. К тому же по мере обогащения жителей мусульманского государства стали забываться предупреждения Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) о жизни в вечном мире. В свете этих событий деятельность благородного Усмана (радыяллаху анху) люди стали считать нововведением.

Например, поводами к недовольству послужили расширение Запретной мечети, совершение в Мине намаза-муким, трехкратный призыв к пятничной молитве в Даре, приказ собрать имевшиеся на руках копии Корана, потеря перстня Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и то обстоятельство, что сломался его посох, находившийся в руке халифа. Также подстрекательство Абу ибн Сабы начало придавать делам государства нежелательный оборот (Юлиус Велхаузен, «Введение в древнейшую историю Ислама», проф. Фикрет Ишилтан, стр. 112).

Когда в 655 году наместники вместе с халифом совершали Хаджа, Малик аль-Аштар объявил о своем восстании. Инициатива жителей Куфы послужила дурным примером для других мусульманских провинций. Они также стали искать средства и использовать удобные моменты, чтобы сменить неугодных наместников. Мятежники сообщили свои требования благородному Усману (радыяллаху анху) и пригрозили применить силу.

Ни один житель Медины не поддержал халифа. Люди отвернулись от него. Тогда благородный Усман (радыяллаху анху), не имея опоры на армию, был вынужден подписать соглашение с повстанцами (Ибн аль-Эсир, том 3-й, стр. 129).

В пятничный день халиф произнес хутбу, в которой утверждал, что мятежники осознали неправоту и потому повернули обратно. Однако некоторые люди громко предъявили обвинение Усману (радыяллаху анху), затем начали кидать в него камнями, после чего халифа принесли домой в бессознательном состоянии. Это было его последнее его появление в мечети перед уммой.

В то же время группа из жителей Куфы и Басры прибыла в Медину и собралась перед дверями дома халифа. К призыву разойтись они не прислушались, а наоборот, начали осаду. С каждым днем блокада становилась все более тяжелой. В конце концов, благородный Усман (радыяллаху анху) остался без воды. Мятежники преградили путь супруге Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Умму Хабибе, пожелавшей принести халифу воду, и воспрепятствовали визиту благочестивого Али (радыяллаху анху).

Усман (радыяллаху анху) пытался сделать наставления окружившим его дом людям, однако те не вняли его словам. Убай ибн Кааб также пытался связаться с мятежниками и уговорить их повернуть обратно, но и он не добился никакого результата.

В конце концов, халиф воскликнул: «Мечеть Пророка в Медине была небольшой и тесной. Он сказал, что тот, кто расширит пространство мечети, получит высокую степень в Раю, и я тотчас исполнил предписание. Вы же сейчас препятствуете тому, чтобы я совершал намазы в этой мечети. Когда мусульмане прибыли в Медину, кроме колодца Руме, не было другого источника пресной воды. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) заметил: «Тот, кто купит этот колодец и пожертвует его для мусульман, получит большое вознаграждение Всевышнего». По милости Аллаха, это благое дело также выпало на мою долю. Вы же сегодня лишаете меня возможности пить воду из этого колодца».

В итоге 16 июня 656 года группа мятежников во главе с Мухаммадом ибн Абу Бакром, разрушив стену дома Амра ибн Хазма, которая была смежной с жилищем халифа, проникла внутрь. Они вошли в комнату благородного Усмана (радыяллаху анху), который читал Коран. Кинана ибн Бишр ат-Туджиби ударил халифа по голове железным предметом. Амр ибн Хумук нанес повелителю мусульман девять ран мечом в грудь, после чего он на месте вручил свою душу Аллаху. Капли крови благородного Усмана (радыяллаху анху) оставили следы на страницах Корана, который он читал незадолго до кончины.

Враги Ислама добились успеха в попытке раздробить умму. Жившие в полном единении мусульмане после этого разделились на большое количество групп: сунниты, шииты, алевиты, хариджиты. Абу Хузайфа, передавший хадис о смуте и заговорах, напомнил, что после убийства благочестивого Усмана (радыяллаху анху) откроются двери заговоров и интриг и больше не закроются.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.