facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде

0

{jathumbnail off}

Гур-Эмир — мавзолей великого азиатского завоевателя Тамерлана в Самарканде. Фамильная гробница Тамерлана и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части Самарканда в 1404 году.

 

Установлено, что на месте мавзолеев в XIV веке были воздвигнуты медресе и ханака внука Эмира Мухаммада султана, объединенные двором, от которого сохранился украшенный керамической мозаикой входной пештак, построенный, согласно надписи, Мухаммедом ибн Махмудом Исфахани.

Из состава зданий комплекса Мухаммада султана следует, что он задумывал строительство центра исламского образования, а не усыпальницу. Однако позже воля его властного деда придала иное значение постройке, центром которой стал именно мавзолей.

Конструкция и отделка арки главного портала ансамбля Мухаммада султана выполнены мастером Мухаммадом бин Махмудом Исфахани. Арки облицована резным кирпичом и разноцветной мозаикой.

Гур-Эмир послужил прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея императора Хумаюна в Дели и мавзолея Тадж Махал в Агре, построенных потомками Тамерлана, которые в свое время были правящей династией Северной Индии.

Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммада султана, прямого наследника Тамерлана и его любимого внука. Завершил строительство Улугбек, другой внук Тамерлана.

В переводе с таджикского Гур-Эмир означает «могила царя». Во время правления Тимура мавзолей стал семейным склепом династии тимуридов. В этом архитектурном комплексе хранятся могилы Тамерлана, его сыновей Шахруха и Мираншаха, его внуков Улугбека и Мухаммад султана. Также учитель Мир Саид Барака удостоился чести быть похороненным в этой могиле.

В архитектуре доминирует огромный ребристый купол, несколько нависающий над высоким цилиндрическим барабаном. Его диаметр — 15 метров, высота 12,5 метров. Нижняя часть здания представляет из себя восьмигранник, сейчас почти скрытый множеством позднейших пристроек; к северу обращен небольшой портал.

Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты здания. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, что колористически также выделяет его прекрасную ребристую форму. На барабане огромными буквами выложены надписи, содержащие восхваления Аллаху.

Стены восьмигранника украшены белыми и бирюзовыми изразцами на фоне неглазуроваиного кирпича. Монументальной и величественной композиции красочных архитектурных масс соответствует пышное решение интерьера. Хорошо освещенное окнами крестообразное купольное помещение кажется большим и высоким, хотя на самом деле вершина внутреннего купола находится на 10 метров ниже верхней точки наружного покрытия.

Стены внизу украшены мраморной панелью с вставками из зеленого змеевика и фризами резных надписей, а выше расписаны синей краской и золотом. Рельефные розетки на плафоне купола имитируют звездное небо. Декоративное убранство дополняют решетки в окнах и поставленная при Улугбеке мраморная ажурная ограда вокруг надгробий.

Настоящая могила находится внизу, в склепе под мавзолеем. Во время правления Улугбека на могиле Тамерлана была установлена надгробная плита из темно-зелёного нефрита. Раньше этот камень служил местом поклонения во дворце китайских императоров и троном Кабек Хана (потомка Чингизхана).

Во время правления Улугбека был сделан дверной проём, чтобы обеспечить вход в мавзолей. Его украшает резная двустворчатая дверь. Богатейший узор на ее поверхности исполнен в два плана. По мелкому кружевному растительному орнаменту, как по фону, размещен более крупный рисунок, изображающий стройную вазу, из которой поднимается вверх стилизованный куст, завершенный букетом цветов. Детали узора инкрустированы разноцветным деревом, костью и металлом.

Есть сведения, что в первые годы после погребения эмира помещение мавзолея было богато убрано коврами и драгоценными предметами вооружения и утвари. По контрасту с этой роскошью холоден и суров крестообразный склеп, покрытый почти плоским, конструктивно смело решенным плафоном.

Архитектура мавзолея отличается своеобразием форм, найденностью масштабов и совершенством конструкции. Гур-Эмир занимает особое место в истории архитектуры Среднего Востока. Его нельзя отнести ни к типу портальных сооружений, ни к башенным мавзолеям.

В архитектуре Гур-Эмира обобщен опыт творческих исканий многих поколений зодчих Среднего Востока. Вместе с тем облик мавзолея особенно ярко и совершенно выражал художественные тенденции своего времени: торжественную монументальность и декоративную зрелищность.

Источник: ogurcova-online.com

Share.