facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Молитва — символ веры

0

Современники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) совершали поклонения с большим воодушевлением и вниманием, но считали, что и этого недостаточно. Они постоянно жили между страхом и надеждой. Айша (радыяллаху анха) рассказывала: «После ниспослания аятов «которые подают то, что положено, а сердца их страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, — все они спешат вершить добрые дела и стараются превзойти в этом [других людей]» (Сура «аль-Муминун», 23 / 60—61) я спросила у Пророка:

 

В этих аятах говорится о тех, кто совершает зина, воровство, пьёт алкоголь? В них речь идёт о поступках харам?

Нет, о дочь Сыддыка. В аятах говорится о тех, кто совершает намаз, соблюдает пост, даёт садака. Однако они боятся того, что эти богослужения не будут приняты. Так вот они и есть те, кто соревнуются в совершении добрых дел и стремятся быть лучшими (Тирмизи, «Тафсир», 23 / 3175; Ибн Маджа, «Зухд», 20).

Даже если мусульманин тщательно совершает все богослужения, то должен полагаться на милость Всевышнего, чтобы Он принял их. Потому что все наши деяния и молитвы нуждаются в одобрении Господа. Когда наступало время намаза, лицо благочестивого Али (радыяллаху анху) белело, а тело била дрожь. Его спрашивали:

Что случилось с тобой? Что это за состояние такое, о, эмир мусульман!

Наступило время возвращения аманата, который был дарован нам Всевышним. Это такой аманат, который хотели дать небесам, земле и горам, но они, испугавшись, не взяли его, а человек же принял: «Воистину, Мы возложили ответственность на небеса, землю и горы, но они отказались нести её, устрашившись, и Мы возложили её на человека, и он, будучи несправедливым и невежественным, понес её» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 72). И я не знаю, смогу ли я вернуть аманат, который взвалил на свои плечи (Саррадж, «Люма», стр. 139).

Соревнование в совершении добрых дел и в благородстве

Современники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) постоянно соревновались друг с другом в совершении добрых дел. Абдуррахман бин Абу Бакр рассказывал: «Пророк Мухаммад как-то после утреннего намаза обратился к нам с вопросом: «Есть ли среди вас кто-либо, соблюдающий пост?»

Умар (радыяллаху анху) сказал:

О, Расулюллах! Вчера вечером я не планировал поститься, поэтому сейчас тоже не пощусь.

Благочестивый Абу Бакр ответил:

А я вчера вознамерился поститься и поэтому начал с сегодняшнего утра.

Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) спросил:

Есть ли среди вас посетивший больного?

О, Посланник Всевышнего! Мы же только сейчас совершили утренний намаз и ещё не встали со своих мест. Когда бы мы успели навестить заболевших? воскликнул Умар (радыяллаху анху). Но Абу Бакр (радыяллаху анху) сказал:

Я слышал, что мой брат Абдуррахман бин Авф плохо себя чувствует, поэтому по дороге в мечеть навестил его. Я пожелал ему исцеления от Всевышнего, а после этого пришёл на намаз.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) задал ещё один вопрос:

Кто-нибудь из вас накормил сегодня голодного?

О, Пророк Аллаха, после утреннего богослужения мы не успели покинуть мечеть, сказал Умар (радыяллаху анху).

При входе в мечеть я увидел человека, который был голоден и просил подаяние. В руках у моего сына Абдуррахмана был кусок ячменного хлеба, который мы сразу же отдали нуждающемуся, произнёс благочестивый Абу Бакр (радыяллаху анху).

После этого Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Я обрадую тебя вестью о Рае». Умар (радыяллаху анху) же глубоко вздохнул: «О, Рай!» Наставник поспешил его утешить и порадовать:

Пусть Всевышний дарует Свою Милость Умару! В какое бы время он ни хотел совершить добрый поступок, его без всякого сомнения всегда опережает Абу Бакр! (Хайсами, III, 163164; Абу Давуд, «Закят», 36 / 1670; Хаким, I, 571 / 1501).

Этот хадис призывает мусульман каждое мгновение жизни быть внимательными к окружающим, использовать своё время на земле так, чтобы Всевышний был доволен. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждает нас о том, что все намерения отразятся на результатах наших действий. В одном из аятов Корана сказано: «Когда же ты освободишься [от джихада], то обратись к [молитве] и устреми [помыслы] к Господу своему» (Сура «аль-Инширах», 94 / 7—8).

Share.