facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Мухлиса Буби и просвещение мусульманских женщин

1

Выдающаяся личность — представитель знаменитой семьи просветителей Буби Мухлиса появилась на свет 21 февраля 1869 года. Учёный-востоковед Утябай-Карими однажды заметил: «Эта женщина, обладающая глубокими познаниями, прогрессивными взглядами и отважным сердцем, была известна на всю Россию как заведующая и преподавательница знаменитого медресе «Буби».

В 1912 году после закрытия женского медресе в деревне Иж-Бобья Мухлиса Буби начала работать учительницей в троицкой школе Г. Ахмарова. Подтверждение тому находим в её автобиографии, сохранившейся в материалах следственного дела: «С момента закрытия нашей школы в деревне Буби… я переехала в г. Троицк, где занималась преподаванием в школе II ступени (даррелмугаллимат), и работала до мая 1917 года, т.е. до конца учебного сезона… В школе учила детей населения г. Троицка и детей среднеазиатских народностей. Приезжали сюда девушки из Казахстана, преимущественно из Алма-Аты, Туркестана, Ташкента, Самарканда и из Бухары. Вмещаемость школы составляла 160-170 человек. Эта школа была построена и содержалась вдовой Гайшей». 

Два года спустя Мухлиса Буби приступила к обязанностям директора во вновь открывшемся дарелмугаллимате — школе для учительниц. Об этом сообщалось в газете «Вакт»: «В начале сентября 1914 года в Троицке на основе официального разрешения откроется новая школа Яушевых для девушек. Директором назначена работавшая в прошлом году учительницей в женской школе Г. Ахмарова Мухлиса-ханум Буби. Школа состоит из 8 классов: 4 начального и 4 среднего уровня». Дарелмугаллимат Яушевых был в числе последних 15 женских школ, открывшихся перед революцией — появление все новых и новых учебных заведений стало откликом на потребности татарского общества.

Организаторский и педагогический опыт М. Буби имел огромное значение для троицкого дарелмугаллимата. Город находился далеко от центра, поэтому благодаря опытному педагогу здесь открылось учебное заведение, по всем параметрам отвечающее требованиям времени. Это и отмечает просветитель А. Менгер: «В 1913 году мне пришлось провести несколько дней в Троицке. Я встречался с М. Буби, создавшей здесь школу для девушек «Сююмбике» по типу медресе «Буби». В это время в ней обучались около двадцати девушек. Преподавали Г. Галиева, М. Терегулова, уроки музыки вёл окончивший высшую школу учителей в Томске и консерваторию Г. Булатов. Ни одна другая женская школа того времени не могла сравниться с «Сююмбике». Из её стен было выпущено много учительниц. Эти девушки после годичной подготовки могли наравне с другими абитуриентами пробовать свои силы при поступлении в университет». Одной из них была дочь М. Буби Мунзия, которая продолжила дело просвещения «матерей нации».

В 1916 году Мухлиса Буби съездила в Кульджу. Об этом так писала газета «Вакт»: «Основоположница женского медресе — знаменитая Мухлиса-ханум Буби, возвращаясь из Китая, посетила наш город. Сестра братьев Буби в последние годы преподаёт в дарелмугаллимате Г. Яушевой в Троицке. Она, её дочь Мунзия и дочь Габдуллы Галия-туташ съездили в Кульджу, в гости к мударрису Г. Буби. Возвращаясь из долгой и изнурительной поездки, они посетили Оренбург и вчера уехали в Троицк. Мухлиса-ханум с дочерью будут преподавать в дарелмугаллимате, а Галия-туташ продолжит учёбу в Троицкой гимназии. Они хотели посетить оренбургские женские школы, однако встретиться и побеседовать с учительницами и ученицами не смогли».

В мае 1917 года на всероссийском мусульманском съезде Мухлису Буби избрали духовным судьей (кази) в Центральное духовное управление мусульман России. 280 голосов были «против», и 307 делегатов проголосовали за назначение женщины на должность кази. Это вызвало полемику в мусульманском обществе. Её противники писали: «Эта проблема, фактически не сопоставимая с канонами Ислама, беспокоит сознательных имамов… Указы Мусульманского управления за подписью «Мухлиса» часто не полностью выполняются ахундами, мударрисами, имамами. Не исполняются потому, что их подписала женщина, введённая в состав управления безбожниками. Имамы даже под угрозой не будут выполнять указания муфтията, подписанные женщиной».

В одном из номеров журнала «Дин ва Магишат» в 1917 году М. Камалетдинов рассмотрел вопрос Управления мусульман Внутренней России и Сибири: «На каком основании вы не признаёте судейство Мухлисы Буби?» В ответ он привёл семь оснований, почему женщина не может быть кази. Он ссылался на Коран: «[Неужели вы приписываете Аллаху] того, кто рос, заботясь лишь о нарядах, и кто не способен слова путного вымолвить в разговоре?» (Сура «аз-Зухруф», 43/18) и на хадис Пророка: «Когда до Мухаммада дошла весть о том, что во главе персидского государства встала царица, он сказал: «Государство, управляемое женщиной, никогда не будет процветать и не преуспеет». М. Камалетдинов также опирался на комментарии к Сунне: «Женщина не может исполнять должность имама и кази, так как для этого нужно выходить в свет, а женщина является гаурат (то, что нужно скрывать)». Женщина не может выполнять должность кази и в связи с тем, что она думает сердцем. Потому Аллах сказал: «Дал мужчинам преимущества перед женщинами…» и «…У мужей прав на степень больше…» (Сура «аль-Бакара», 2 / 228). В статье он отметил: «Если женщина может занять должность кази, то это означает, что она может быть и имамом — Исламом это запрещено»; Мухлиса Буби не утверждалась в должности судьи решением Московского съезда, а избиралась лишь небольшой группой людей. Доказательством служит то, что участник этого мероприятия — ахунд Уфы Мухамедсабир аль-Хасани прочитал в решении этого съезда «одним из судей будет избираться женщина» и сказал, что такого решения вообще не было».

В поддержку М. Камалетдинова выступил некий Мухамедсалих. Он писал: «Хвала Всевышнему, я был экзаменован набожными и благочестивыми муфтием и судьями. Мой указ не замаран подписью женщины. Недавно видел постановление на русском и татарском языках. В татарском варианте сначала подписался муфтий, после него — женщина-судья, а затем все остальные кази, чему я очень удивился. Раз уж преступными путями ввели женщину в управление мусульман, хотя бы подписи ставьте перед ней, а не после».

Споры не утихали в течение нескольких лет. Но были и положительные статьи. Так, в редакцию журнала «Азат ханым» в 1918 году пришло письмо из Управления мусульманского общества Астраханской губернии о проблеме разводов. На что редакция ответила: «Ваш вопрос уместен, но стоит ли обращаться безответным мухтасибам, когда у вас в Уфе есть казия Мухлиса Буби?».

Мухлиса Буби в течение 20 лет заведовала отделом семьи в Управлении мусульман и публиковала актуальные статьи. Как правило, она освещала проблемы многожёнства: по Исламу мужчина мог иметь одновременно до четырех жён. В журнале «Сююмбике» в 1917 году появился материал «Брак более чем с одной женщиной» за подписью муфтия Галимджана Баруди и мусульманских судей, среди которых значилась и М. Буби. Авторы статьи подчёркивали: «прежде чем жениться на второй, нужно написать заявление на имя Управления мусульман».

В этом же году первая женщина-кази под своим именем напечатала «Обращение к женщинам и девушкам». Буби писала: «В Управление мусульман приходит много жалоб о том, что мужчины вступают во второй брак, а имамы, зная об этом, совершают свадебный обряд. Я женщина, и это ранит моё сердце. Беспокоит и то, что девушки знают — мужчина уже женат, но всё равно выходят замуж. Здесь виноваты трое: мужчина, согласившаяся выйти замуж женщина и имам, прочитавший им никах. Если назарият запретит мужчинам второй брак, то и женщины должны этому повиноваться».

Вскоре после этого «Мусульманский журнал» опубликовал статью «Женщинам». В ней Мухлиса Буби уделяет внимание обязанностям родителей перед детьми. Она подразделяет период взросления на три части (детство, отрочество, юность), даёт каждому подробную характеристику и подробно объясняет с позиций Ислама все обязанности родителей по отношению к детям.

Используя знания и эрудицию, Мухлиса Буби пыталась поднять статус женщины на ту высоту, которая дана Всевышним. Вся её деятельность в Управлении мусульман была направлена к этой цели. Она писала: «Сохранение Ислама на долгие годы — заслуга мужчин. Но не надо отрицать роли женщин, которые также внесли свой посильный вклад в развитие религии. В первые годы пророчества Мухаммада Хатиджа во всём поддержала его. За эту заботу он уважал её до конца своих дней. Посланник Всевышнего говорил, что «она единственная, которая поверила в моё пророчество, когда весь народ обвинял меня во лжи, когда все отвернулись от меня, она одна своим имуществом поддержала и заботилась». В сборниках известно очень много хадисов от Айши, Умму Салама. Число женщин, служащих великому делу укрепления Ислама в мире посредством знаний, — не десятки, а сотни. В наше время дела, вменяемые женщинам в обязанность, не так трудны, но очень важны. Это сохранение мусульманских обычаев и родного языка. Для ежедневных забот, требований религии и науки у нас есть свой язык. Есть и заимствования, которые уже стали своими. Несмотря на это, жители деревень часто используют русские слова, даже когда нет в этом необходимости. Пусть нация знает русский и другие языки, их знание важно, но перемешивание слов — неприлично. Сохранение языка возложено на женщину, эта обязанность не трудна, но важна. И наши женщины ничем не уступают остальным в усердии и смекалке».

Она сравнивает роль мужчины и женщины в семье и в обществе. На фоне социальной интеграции того времени для Буби было очень важным усиление роли мусульманок в общественной жизни.

Однако волна репрессий не обошла стороной и ЦДУМ. В ноябре 1937 года в одном из отделов НКВД была составлена секретная справка, в которой указывалось: «Бобинская является участницей контрреволюционной буржуазно-националистической организации, выявленной в Башкирии. Она проводит активную повстанческую работу, осуществляет связь контрреволюционной организации с иностранными разведками… Бобинская подлежит аресту и привлечению к ответственности по статье 58, пункты 2, 6, 10, 11 Уголовного кодекса РСФСР».

Мухлису Буби вместе с другими выдающимися мусульманскими деятелями того времени арестовали как участницу контрреволюционных организаций. Обвинительное заключение следователи «слепили» за неделю. Вскоре женщина вместе со своими товарищами предстала перед судом тройки НКВД Башкирской АССР. После двадцатиминутного заседания комиссия вынесла всем участникам процесса смертный приговор… 68-летняя Мухлиса Буби была казнена 23 декабря 1937 года.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.