facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

На пересечении тезхиба и геометрии

0

Ислам, эстетика и архитектура составляют основу мусульманских мотивов. Геометрические узоры, широко применявшиеся во времена Османской империи, являются краеугольными камнями сегодняшнего искусства.

Польский специалист по исламским геометрическим орнаментам профессор Мирослав Маевский, который преподает в Стамбульском центре дизайна, является автором около 50 научных статей и книг по компьютерной графике, математике, информатике и геометрии в искусстве и архитектуре. Он также является автором изданий «Геометрия в исламском искусстве» и «История исламской математики».

Его книга «Исламские геометрические узоры Стамбула» отражает геометрические узоры деталей современных сооружений, а серия книг «Эскизы по геометрии и искусству» представляют систематическое видение различных геометрических узоров, скрытых в старой и современной архитектуре. В последней книге из этой серии профессор Маевский подробно рассказывает о среднеазиатских методах, примененных в исламском искусстве и архитектуре.

– Что вы чувствуете, находясь в Стамбуле? Что вы думаете о здешних произведениях искусства и узорах?

Для меня Стамбул подобен историческому раю. В мечетях есть узоры, которые очень хорошо сохранились до наших дней. Узоры, выполненные в стиле кундекари и в каменной стилистике, являются довольно распространенными в османский период. Большинство из них относятся к десятиугольной системе.

– Где в Турции можно увидеть лучшие образцы десятиугольной системы?

Их так много, что я даже не знаю, о котором из них рассказать. Например, в той части дворца Топкапы, где располагается хамам, можно найти прекрасные примеры исламских геометрических узоров. На минбаре, дверях и заставках окон мечети Султанахмет также можно увидеть это искусство. На дверях мавзолеев, принадлежащих султанам, что располагаются рядом с Айя-Софией, есть узоры, не похожие друг на друга. Также в интерьере мечети Шехзаде можно встретить различные примеры системы десятиугольника.

– Вы приехали в Турцию в качестве преподавателя. Есть ли интерес у турецкой молодежи к исламским мотивам?

Могу сказать, что здешние студенты прекрасны. Я в восторге от них, потому что они заинтересованы и очень много работают. Они увлечены не только своей страной, но также интересуются и другими странами и их культурой. С каждым годом студентов, посещающих мои курсы, становится все больше. Когда мы организовываем подобные курсы в Европе, то в основном их посещают турки, пакистанцы и арабы.

– Какие виды работ вы выполняете?

Большинство моих студентов это либо мастера тезхиба, либо ученики, обучающиеся тезхибу. Поэтому каждый день они используют это искусство в обучении. Они сочетают геометрические узоры с тезхибом и получают прекрасные результаты. Благодаря этому геометрические узоры и тезхиб эволюционируют. Здесь встречаются два древних искусства.

– Есть ли в Стамбуле место, которое для вас особенно значимо?

Есть одно место в Турции, посещение которого уже превратилось в традицию. Это мечеть Шехзаде…Мечеть, предлагающая разнообразие. Мне грустно, когда я думаю об истории этого здания. На самом деле это прекрасная мечеть.

– Используются ли в современной архитектуре исламские мотивы?

Сегодня они тоже используются, но не так, как в прежние времена. Я вижу новые двери, произведения, но не могу сказать, что они такие же сложные, как раньше. Это площадка, которая совмещает математику и геометрию. Но человек, у которого есть желание, может демонстрировать свое искусство, не зная об этих площадках. Студенты, которые посещают первый день моих занятий, уже на следующий день начинают рисовать.

Share.