facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Национальный состав мусульман Китая

0

Если вы полагаете, что в Поднебесной живут лишь китайцы, то сильно заблуждаетесь. По данным последней переписи в КНР официально признаны 56 национальностей, 10 из которых считаются исключительно мусульманскими. Некоторые из них очень малочисленны, однако многие насчитывают миллионы человек.

Самая большая группа — это хуэй. Они являются предками арабов и персов, которые приехали распространять Ислам в Китае и со временем смешались с местным населением. Также это китайцы, которые осели на западе страны в тюркоязычной среде и стали мусульманами. Однако большинство хуэй — потомки миллионов среднеазиатских последователей Ислама, которых монгольский правитель Хубилай-хан привёл в Китай в 13 веке в качестве военного резерва. Они помогали ему в захвате юга страны, а в мирное время расселились по территории Поднебесной и стали торговцами, ремесленниками и сельскохозяйственными рабочими. В настоящее время примерно 8,6 миллиона хуэй проживают по всему Китаю, в основном в провинциях Нинся, Цинхай и Ганьсу.

Вторая наиболее известная группа — уйгуры, которых в Китае примерно 7,2 миллиона человек. Основной регион — это СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район), также часть проживает в уездах Таоюань и Чандэ провинции Хунань. Их предками считаются жившие в монгольских степях кочевые племена. Первое упоминание о них датируется 3 веком. К середине 8 столетия в долинах рек Селенга, Орхон и Тола сформировалось уйгурское государство, после разгрома которого его жители переселились в Восточный Туркестан и на запад Ганьсу. Вплоть до 14 века среди уйгуров были распространены шаманизм, буддизм и христианство, которые позже вытеснил Ислам. В 17—18 веках в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое вскоре захватили маньчжурские правители Китая. И только в 1955 году нация обрела независимость. Живя бок о бок с китайцами, уйгуры практически не общаются с ними. Среди населения очень распространён родной язык, и не все свободно общаются по-китайски. В автономии есть газеты, каналы на уйгурском, а в университетах, школах и воинских частях открыты специальные кафе и рестораны для мусульман. С 1994 года Урумчи объявлен особой экономической зоной, и сейчас в регионе активно развиваются бизнес и торговля, города получают государственные субсидии. Поэтому уровень жизни уйгурского населения в последние десятилетия значительно улучшился.

Надо отметить третью по величине нацию — казахов. Они издревле проживали на территории Китая. В настоящее время казахов в этой стране в два раза больше, чем в России — около 1,4 млн. человек. Большая часть проживает в СУАР, а также в Или-Казахском автономном округе и в Баркель-Казахском автономном уезде. В этих регионах каждый третий казах имеет должность в политическом и административном руководстве. Большинство представителей этой нации исповедуют Ислам суннитского толка. Несмотря на огромное влияние окружения, казахам удалось сохранить свои традиции и язык. Диаспоры очень дружны, и в быту все общаются исключительно на казахском. Учитывая немногочисленность нации, в КНР на них не распространяется ограничение «одна семья — один ребёнок».

Узбеки — одна из немногочисленных мусульманских групп. В основном они проживают в СУАР (Восточный Туркестан), Урумчи, Инине, Тачэне, и Кашгаре. Их насчитывается около 15,5 тысяч человек. В быту представители этой нации общаются на родном языке и имеют собственную письменность на основе арабской графики. Их предки узбеков в далёком прошлом переселились из Средней Азии в Китай. В эпоху династии Юань узбеки по Великому Шелковому пути прибыли из Синьцзяна во внутренние районы Китая, где стали заниматься торговлей. Миграция в Поднебесную длилась с 18-го и вплоть до начала 20 века. Кроме купцов, переселенцами стали ремесленники, интеллигенция и крестьяне. Поскольку проживающие в Китае узбеки в основном сосредоточены в городах, они имеют больше возможностей получить хорошее образование. Поэтому среди них много работников просвещения и интеллигентов.

Таджики проживают в Китае недалеко от Кашгара (Ташкуранский автономный район). Их далёкими предками были люди, жившие в районе Синьцзяна ещё со 2-3 века. В конце 17 столетия к ним присоединились таджики-переселенцы из западного и южного районов Памира. Издревле они занимались земледелием и скотоводством, вели кочевой образ жизни. После образования КНР, в 1954 году, был основан Ташкурган-таджикский автономный уезд. В последнее время государство всячески поддерживает представителей этой диаспоры, и уровень их материальной и культурной жизни значительно улучшился.

Существуют разные мнения о том, когда началось переселение татар в Китай. Большинство источников говорит о периоде строительства Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) в 1898 году. Они принимали активное участие в строительстве дороги, занимались коммерцией, и со временем на севере страны, в Манчжурии сложилась татарская диаспора. Другое место обитания этого народа в Китае — на западе, в Синьцзяне. К концу XIX века во всех крупных городах провинции существовали татарские торговые кварталы. Также в числе основных занятий были ремесла. Сейчас, согласно официальной статистике, в Китае проживает около 5 тысяч татар. В городах Кульдже и Урумчи существуют национальные центры. В столичном университете СУАР работает 8 профессоров-татар. Из-за малочисленности нации им также разрешено иметь три ребёнка в семье.

Численность китайских киргизов в 2010 году составляла около 200 тыс. человек. Традиционно они проживают на западе страны, в СУАР, где вместе с уйгурами имеют автономно-территориальное образование. Основная часть диаспоры — потомки беженцев из Киргизии. В начале 20 века в ходе конфликта между царской Россией, Китаем и Великобританией произошёл передел спорных земель, в результате чего часть территории, где проживали киргизы, оказалась в Китае. После 60-х годов, когда российско-китайские отношения резко ухудшились, граница и вовсе была закрыта. После обретения независимости Кыргызстаном в 1991 году путешествовать стало проще, но граница всё ещё строго охраняется китайцами. Несмотря на то, что киргизам пришлось жить обособленно от соотечественников, им удалось сохранить культуру и этнические особенности. Современные китайские киргизы, как правило, занимаются скотоводством и имеют низкий уровень жизни и образования.

В настоящее время статистика насчитывает около 87 тысяч салар. В китайских исторических летописях их называли «сацыр», «шала», «салахуэй» согласно звучанию народности — «салыр». Предки саларов появились в Китае после переселения из Самарканда в восточную часть провинции Цинхай. Представители этой нации на протяжении всей истории непрерывно смешивались с китайцами, тибетцами, хуэйцами, казахами, уйгурами. Но основными местами их проживания так и остаются Сюнхуа-саларский автономный уезд провинции Цинхай, образованный в 1954 году, и с 1980-го — Цзишишань-баоань-дунсян-саларский автономный уезд провинции Ганьсу. В основном салары занимаются сельским хозяйством, скотоводством и садоводством. В полной мере используя права национальной автономии, они развивают производство, добиваются поднятия экономики, образования, культуры, здравоохранения, а также улучшения уровня жизни нации.

Дунсяне — это монгольский народ, проживающий на северо-западе страны. Их предки были монголами-мусульманами, которые переселились в Ганьсу в 13 веке. По языку и культуре дунсяне схожи с монголами, лишь половина из них говорят на китайском. Все члены диаспоры исповедуют Ислам. По данным пятой переписи населения в 2000 году, в КНР насчитывалось 513 805 дунсян. Около половины из них проживают в округе Линся провинции Ганьсу, где создан Дунсянский автономный уезд. Гораздо меньше представителей нации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в уездах Инин и Хочэн. Большинство дунсян являются последователями суфийского ордена кадырия.

Численность нации баоань по последним данным составляет примерно 16,5 тысяч человек. Практически все они проживают в в округе Линься провинции Ганьсу, а также в соседнем уезде Сюньхуа провинции Цинхай. Далёкими предками баоань считаются монгольские солдаты, которые жили на этих территориях во времена династии Юань и Мин. Осев в здешних землях, монголы постепенно смешались с хуэй, ханьцами и другими народами. Так появилась новая национальность, название которой произошло от построенного в те времена города Баоань. Долгое время социальный и экономический уровень народа был невысоким. Однако после обретения независимости в 1952 году и образования Цзишишань-баоань-дунсян-саларского автономного уезда в 1981-ом их жизнь значительно улучшилась. Благодаря государственной поддержке для баоань открываются новые школы и больницы, успешно развиваются торговля и сельское хозяйство.

Share.