facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Навещать больных – большой саваб

0

«Тот, кто навещает больного, до самого своего возвращения находится на пути в Рай» (Муслим, «Бирр», 39).

Здоровье и болезнь – истинно, напоминание и испытание для человека. Моля Аллаха о защите и выздоровлении, он не должен забывать благодарить Всевышнего и в полном здравии. Человек, устремленный к Аллаху душой и сердцем, выйдет из испытания, получив хорошее вознаграждение.

Болезнь может настичь человека в любом возрасте.

Она беспокоит, приносит печаль и неприятные ощущения. В этом состоянии человек нуждается в повышенном внимании, в поддержке и утешении. Он хочет видеть подле себя близких, супругу, друзей или родственников. Он может вспомнить тех людей, которые не заполняли его ежедневную жизнь до болезни, и будет ожидать от них визита. Неоправданные ожидания могут привести его к унынию, потому что в состоянии болезни человек раним, чувствителен и слаб. По словам Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), посещение и утешение больного является поступком, который угоден Аллаху и расценивается как посещение Самого Аллаха. «В День Суда Аллах скажет:

– Сын Адама! Я был болен – ты не посетил Меня.

На что человек ответит:

– Ты ведь Властелин всего сущего, как я мог посетить Тебя?

– Разве ты не знал, – спросит Аллах, – что болен один из Моих рабов, которого ты не посетил. Разве ты не знал, что мог найти Меня рядом с ним? Сын Адама! Я хотел, чтобы ты накормил Меня, но ты не сделал этого.

– Ты Господь всего сущего, как же я мог накормить Тебя? – скажет человек. Аллах Тааля ответит:

– Один из Моих рабов просил накормить его – ты не сделал этого. Разве ты не знал того, что дай ты ему еду, она обязательно оказалась бы передо Мной. Сын Адама! Я просил у тебя воды – ты не напоил Меня!

Мой Господь! Ты Властелин всего сущего, как же я мог напоить Тебя?

— Один из Моих рабов просил у тебя воды – ты не напоил его. Разве ты не знал, дай ты ему то, что он просил, Я бы воздал за твой поступок, как должно…» (Муслим, «Бирр», 43).

Человек должен думать не только о себе, но и о том, кто нуждается в его внимании, так как над ущемленным и обделенным есть милость Аллаха. Кроме того, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал асхабам во время визита к больному просить его о молитве, так как молитва больного подобна молитве ангелов (Ибн Маджа, «Джанаиз», 1).

Согласно Сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), уход за больным человеком обязателен для его единоверцев и общества. Бара бин Азиб (радыяллаху анху) говорил следующее: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал нам (обязал нас) навещать больных, сопровождать покойника, отвечать на чихание другого словами «ярхамук Аллах», сдерживать клятву, защищать оскорбленного и униженного, принимать приглашение, произносить приветствие» (Бухари, «Джанаиз», 2; Муслим, «Либас», 3).

Некоторые алимы расценивают посещение больного ваджибом, то есть обязательным. Это обязательство лежит в первую очередь на близких больному людях. Если по какой-либо причине таковых рядом с ним не окажется, уход за больным станет обязательным для мусульман, живущих по соседству, а также общины в целом, т.е. будет квалифицироваться как фард кифая (общее обязательство).

Ибн Умар (радыяллаху анху) передал следующий хадис, в котором Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) разъяснил важность визита к больному: «Мы сидели в обществе Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), как вдруг пришел человек из ансаров, поздоровался, а затем собрался уходить. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), обратившись к нему, спросил:

О тот, кто из ансаров! Как себя чувствует мой брат Саад бин Убаад?

– Хорошо, – ответил человек.

Кто хочет сопровождать меня к нему? – вставая, обратился к нам Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Услышав это, поднялись около десяти-пятнадцати человек. Мы были не обуты, на головах у многих из нас не было чалмы, мы не были одеты в рубахи, и направились мы к больному по пустынной дороге. Когда же мы пришли к Сааду, то близкие ему люди отодвинулись от него, чтобы пропустить Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и сопровождавших его людей» (Муслим, «Джанаиз», 13).

Говоря о внимательном отношении Пророка к больным, Айша (радыяллаху анха) вспоминала: «Саад бин Муаз в сражении при Хандаке был ранен. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) построил для него шалаш во дворе мечети для того, чтобы чаще навещать его и самому контролировать его состояние» (Бухари, «Магъази», 30).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) показывал пример отношения к больным людям. Он постоянно справлялся о состоянии больных, навещал их, помогал нуждавшимся, участвовал в похоронах, выражал соболезнования и оказывал поддержку. Заболевших навещали все. Люди использовали любую возможность помочь и поделиться тем, чем владел каждый из них.

Навещать больного следует вне зависимости от того, мусульманин он или не мусульманин, знакомый или незнакомый, сосед или чужестранец, богатый или нуждающийся. Одним из доказательств того является поступок Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), когда он, посетив больного еврейского юношу, повлиял на принятие им Ислама (Бухари, «Джанаиз», 80).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал больным читать дуа. В одном из хадисов говорится, что, когда Осман бин Аби-ль Асс пожаловался на беспокоившую его боль в теле, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) посоветовал ему следующее: «Положи правую ладонь на беспокоящее тебя место, произнеси три раза «Бисмиллях» и семь раз скажи: «Прибегаю к защите, мощи и силе Аллаха от болезни, от вреда того, чего боюсь я» (Муслим, «Салям», 67).

Выполнив слово в слово наставления Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), Осман (радыяллаху анху) говорил: «Я поступил так, как мне сказал Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Аллах вылечил мою болезнь. После этого я всегда советовал это дуа своим домочадцам и другим людям» (Абу Дауд, «Тыб», 19).

Людям, которые собирались навещать тяжелобольных, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал произносить тем наставления: «Ля иляха илля Аллах» (Муслим, «Джанаиз», 1-2).

 

 

Share.