facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Низами Гянджеви

1

Слово, идущее от сердца, проникает в сердце (Низами Гянджеви)

Творчество великого поэта-романтика средневековой Персии, известного современникам как Низами Гянджеви, несомненно, является непревзойденным шедевром восточной литературы. В своих произведениях, ставших поистине достоянием мировой классики, Низами удалось гармонично и тонко объединить героический эпос и лирические мотивы, наполнив поэтические строки глубоким философским смыслом. Не случайно немецкий поэт и мыслитель Иоанн Вольфганг Гете говорил о Низами как о гениальном художнике слова, нашедшем верный путь

, а тюркский поэт, философ и государственный деятель, которого называют основоположником узбекской литературы, Алишер Навои считал Гянджеви своим учителем.

О жизни Низами известно не так уж и много. Составляя биографию поэта, исследователи его творчества за основу брали непосредственно произведения самого автора. В связи с разной интерпретацией стихотворных строк появились и расхождения в некоторых моментах жизнеописания поэта. Так, до сих пор неизвестна точная дата и место рождения Низами. Одни биографы называют 1140 год, другие — 1141-й, третьи — 1143-й. Однако именно 1141 год официально признан Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) годом рождения Низами Гянджеви. Что касается места, где родился поэт, то также традиционно с ним связывают город Гянджа (в настоящее время это территория Азербайджана), где, собственно, жил и творил великий гений слова.

Кстати, нередко можно услышать, что Низами Гянджеви является представителем азербайджанской, а не персидской поэзии. Такая позиция, прежде всего, основывается на советском подходе к литературным источникам. Но как же? — возразите вы. Ведь город, где родился, жил и творил Низами, — Гянджа, а это Азербайджан. Конечно, на эту тему можно спорить до бесконечности, и дискуссии, как думается, не утихнут никогда, но, с другой стороны, такая полемика сродни спорам о том, каким наследием — русским или украинским — считать, скажем, произведения Михаила Булгакова, который родился и половину своей жизни провел в Киеве, или, к примеру, классиком русской прозы или украинской считать Николая Гоголя (имеющего в том числе и польские корни), описывающего на русском языке быт, нравы и традиции украинского села. Согласитесь, по крайней мере, это выглядело бы глупо. Слово гения нельзя ограничить рубежами отдельных государств, это — наследие всего человечества.

Но вернемся к биографии Низами. Гянджа, к слову, второй по величине город современной Азербайджанской Республики, и в то время был крупным культурным и научным центром. Именно здесь получил будущий поэт блестящее образование, хотя, по мнению большинства биографов, происходил он из небогатой семьи ремесленников. В то же время существуют и иные версии: по одной из них Низами родился в семье богословов, по другой — отец его был чиновником. Как бы там ни было, но факт остается фактом — Низами Гянджеви прекрасно разбирался в философии, математике, истории, медицине, в совершенстве владел несколькими языками. Как признается поэт, за свою жизнь он «прошел все науки». Что, собственно, и подтверждают его произведения — к примеру, в поэме «Лейли и Меджнун» из цикла «Пять сокровищ», или «Пятерица» («Хамсе»), мастерски описанное звездное небо говорит о глубоких познаниях и личных наблюдениях автора в области астрономии, а пятая, завершающая этот цикл поэма «Искандер-наме», рассказывающая о подвигах великого полководца Александра Македонского, свидетельствует о знании в деталях истории и географии.

Часть биографических данных также можно проследить, анализируя полное имя поэта — Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф ибн Заки Низами Гянджеви, из которого следует, что его отца звали Юсуф, деда — Заки, сына — Мухаммед, а Ильяс — собственное первичное имя поэта, данное при рождении. О роде занятий семьи говорит элемент имени Низами, что в переводе означает «вышивание», то есть как раз об этом ремесле и говорят многие биографы. Понятно и завершающее именную цепочку слово Гянджеви — производное от названия города Гянджа. Подробнее об этом вы сможете прочитать в статье «Персидские имена», опубликованной на нашем сайте в разделе «Мусульманские имена. Толкование».

Большинство своих произведений Низами посвятил своей возлюбленной и первой жене Афак, подарившей ему единственного сына, которого счастливые родители назвали в честь Пророка — Мухаммедом. В переводе с персидского имя Афак означает «мир», и действительно, Афак открыла поэту мир безграничной любви, стала для него музой, вдохновляя на создание прекрасных лирических стихотворений. Однако семейное счастье продолжалось всего несколько лет. Через четыре года после рождения сына Афак умерла, и для Низами ее смерть была самой большой утратой. В это время Гянджеви как раз заканчивал вторую поэму «Пятерицы» «Хосров и Ширин», в которой образ Ширин во многом срисовал с Афак. Как ни странно, но последующие две жены поэта тоже преждевременно ушли из жизни, и их смерть совпадала с окончанием Низами очередного крупного произведения.

Поэтический мир Низами Гянджеви удивительно многогранен, охватывает практически все жанры восточной поэзии. Однако до нас дошли далеко не все шедевры его творчества. Так, из «Дивана» Низами (то есть книги стихов — в переводе с персидского «диван» означает «запись, книга»), насчитывающего, по некоторым данным, более двадцати тысяч бейтов (двустиший) в различных стихотворных формах, сохранилась лишь малая часть лирических стихотворений — всего только шесть касыд, чуть более ста газелей и около тридцати рубаи.

Достоинство человека не в богатстве, а в его благих намерениях и добрых делах — эта идея является главной в стихах Низами, написанных в жанре касыды. Впрочем, социально-нравственные мотивы, перекликающиеся с философской мыслью, пронизывают всю лирику Гянджеви. А тема любви, верности, преданности и самоотверженности блистательно раскрыта в газелях поэта.

Эпическое творчество Низами Гянджеви представлено в уже упомянутом выше сборнике поэм «Пять сокровищ», благодаря которому Низами приобрел всемирно известную славу. Все поэмы, включенные в сборник, начинаются с прославлений Пророка Мухаммеда и молений о всепрощении — это традиционно для восточной поэзии. А вот сам жанр «Пятерицы» был новым веянием в персидской литературе, и именно Низами стал его основателем. Впоследствии не одно поколение поэтов Востока пытались подражать великому гению слова и даже соревноваться с ним, создавая вариации на тему «Пятерицы». Не стал исключением и Алишер Навои, который в своем варианте выразил восторг от произведения мастера:

Кто из певцов сравнится с Низами?

Могуча «Пятерица» Низами!

Не пять поэм — пять кладов пред людьми…

В основу «Пятерицы» Низами Гянджеви легли, в общем-то, известные восточные легенды, но виртуозная интерпретация событий прошлого, яркие, полные драматизма образы героев, тонкие философские рассуждения, необычность языка и стиля изложения наполнили их совершенно новым смыслом. «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандер-Наме» — все эти поэмы «Пятерицы» Низами стали сокровищницей мировой литературы.

И хотя каждая из поэм заслуживает особого внимания (и вы сами в этом убедитесь, взяв в руки сборник стихов Низами), отдельно хочется сказать о последней — «Искандер-наме», в которой Александр Македонский впервые описан восточным поэтом как идеальный правитель — мудрый, справедливый, благородный, постоянно стремящийся к знанию. Кстати, поэма состоит из двух книг, и не случайно для первой выбрано название «Шараф-нама», что означает «Книга благородства».

Как и о дате рождения, так и о дате смерти Низами Гянджеви достоверных сведений не существует. Биографы говорят о различных годах, но сходятся в одном — это XIII век. Но, как мы знаем, поэты не умирают — они живут в своих стихах, своих словах, идущих от сердца и проникающих в наши сердца…

Share.