facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

О семейной жизни в Исламе

0

Понятие семьи в Исламе подразумевает отношения между мужчиной и женщиной, закреплённые мусульманским актом бракосочетания. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) так сказал о цели супружества: «Женитесь, и в Судный День я буду гордиться вашим числом перед другими народами».

Согласно Корану, семья является одной из заповедей Аллаха, выполнение которой позволяет человеку обрести милость и благодать Всевышнего, познать радости и достоинства семейной жизни, исполнить замысел Господа о продолжении рода человеческого: «Аллах одарил вас супругами из вашей среды, дал вам от них детей, внуков и наделил вас благами. Неужели же они веруют в ложь и отрицают милость Аллаха?» (Сура «ан-Нахль», 16 / 72).

Поэтому не случайно одним из качеств девушки — будущей жены является возможность продолжения рода. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал сочетаться браком с «любящими и плодовитыми». В Коране сказано: «Именно Он сотворил вас из единой души и из неё же создал супругу, чтобы он (т. е. Адам) находил покой у неё. Когда же [Адам] сошёлся с ней, она понесла лёгкое бремя и стала ходить с ним. А когда она отяжелела от бремени, они обратились к Аллаху, своему Господу: «Если Ты пожалуешь нам благочестивого [сына], то лишь к Тебе [устремится] наша благодарность»» (Сура «аль-Араф», 7 / 189).

Каждый ребёнок — дар Божий, требующий особого внимания и заботы. Младенцы в семье не тягость, а благословение. Аят гласит: «Те, которые говорят: «Господи наш! Даруй нам отраду глаз в наших жёнах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных». Они получают в награду наивысшее место в раю за то, что были терпеливы, и встретят их там приветствием и миром» (Сура «эль-Фуркан», 25 / 74—75).

Правильные взаимоотношения родителей и детей, воспитание в духе богобоязненности, религиозной морали — важнейшие принципы исламской нравственности. Мусульманская семья в этом отношении является истинным источником воспитания: в ней формируется личность высокодуховного человека. Родительский дом — первая школа жизни для ребёнка, который учится нести ответственность за своё поведение и, повзрослев, заканчивает это обучение.

Чтобы воспитать достойного человека, родителям нужно самим обладать необходимыми нравственными качествами. Супругам следует обратить внимание на свою набожность и жить в соответствии с предписаниями Всевышнего. Они должны руководствоваться постулатами Корана, которые призывают не увлекаться красотой, богатством и другими благами земного мира: «Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют. Несомненно, верующая невольница лучше [свободной] многобожницы, если даже та и нравится вам. Не выдавайте [дочерей] замуж за многобожников, пока они не обратятся в веру. И, конечно, верующий раб лучше [свободного] многобожника, хотя бы он и нравился вам. Многобожники зовут к адскому огню, а Аллах зовёт вас в Рай и к прощению со Своего соизволения и разъясняет Свои аяты людям, — может быть, они поразмыслят» (Сура «аль-Бакара», 2 / 221).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отмечал, что женщины «производят на свет подобных их отцам, дядям и братьям». И поскольку оба родителя обязаны совместно обучать и воспитывать своих детей, им предстоит заранее подготовиться к этой роли. Для этого следует искать в будущем супруге черты характера, необходимые для достойного воспитания наследников.

В наши дни юным мусульманам стоит более внимательно отнестись к этому наставлению Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Современная молодежь часто вступает в брак с теми, с кем случайно познакомились. Следует обратить внимание на опыт людей старших поколений, которые строили более прочные семьи, ища женихов и невест, обладающих качествами, необходимыми для счастливой совместной жизни. Такие супружеские союзы редко распадались. Не нужно объяснять, что неблагополучная обстановка в семье отрицательно влияет на воспитание детей, а расторжение брака родителей — настоящее бедствие для них. «Самое ненавистное перед Аллахом, но разрешённое, есть развод», — говорил Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям).

Мусульманская семья, как правило, сама воспитывает своего ребенка, не прибегая к помощи специализированных государственных учреждений. По фикху — исламскому праву, воспитание начинается с самого рождения: женщине следует два года кормить ребёнка грудью (хотя это и не является обязанностью), чтобы он рос здоровым и хорошо развивался. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Нет лучше пищи для младенца, чем молоко его матери».

Ислам не принуждает женщину работать. В Коране говорится, что ей лучше вести домашнее хозяйство: «Не покидайте своих домов, не носите украшения времён джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома [Пророка], очистить вас всецело» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 33).

Положительная сторона этого повеления Всевышнего очевидна: даже на Западе женщины стараются самостоятельно растить детей, не отдавая их в ясли или детские сады. О важности участия матери в воспитании ребёнка, особенно до 7-8 лет, сказал Абу Бакр (радыяллаху анху), который посоветовал Умару (радыяллаху анху) не забирать своего сына от жены, получившей развод: «Оставь его, любовь матери для него слаще мёда и сахара».

В современном обществе все эти наставления особенно актуальны. Многие педагоги начинают руководствоваться примером Ислама, объясняя родителям, что лучшее воспитание ребёнок получает только в домашних условиях. Мусульмане, помните, ничто и никто не заменит семью вашим детям! Удобства и поддержка, которые родные и близкие предоставляют им, важнее удовольствий, которые могут дать другие.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.