facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Образование в истории Ислама

1

На протяжении всего периода исламской истории образование всегда было предметом гордости для мусульман, и они по праву считались высокообразованными людьми. С первых лет появления Ислама этот вопрос всегда занимал огромное место в умах верующих. Самый первый аят, который был ниспослан Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям), гласил: «Читай!»

 

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) однажды сказал, что поиск и стремление к знаниям является обязательным для всех мусульман. После такого непосредственного указания верующие сделали огромный акцент на развитие образовательной системы, чтобы выполнить возложенную на них Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) миссию.

В итоге мусульмане построили величайшие библиотеки и образовательные центры в Багдаде, Кордобе и Каире. Они основали первые в мире начальные школы для детей и университеты для того, чтобы они смогли продолжать обучение. Они достигли огромных успехов в науке, и их открытия актуальны и по сей день.

Отношение к образованию

Сегодня обучение детей не ограничивается получению некой фактической информации, которую они должны усвоить. Скорее, педагоги делают акцент на эмоциональное, социальное и физическое самочувствие учеников вместе с информацией, которую они передают подрастающему поколению. Однако этим они нисколько не отличаются от принципов средневекового исламского образования.

В 12 веке сирийский врач Аль-Шайзари писал об отношении к студентам. Он отмечал, что с ними не нужно обращаться жестоко и загружать непосильными заданиями, ибо это не принесет никому пользы.

Величайший исламский педагог Аль-Газали также подчеркивал, что «отрыв ребенка от игр и настойчивое переключение исключительно на уроки умерщвляет его сердце, притупляет остроту его ума и разрушает жизнь». Так ребенок начинает искать способы, чтобы вообще уклониться от учебы. Он считал, что вместо этого школьные занятия должны быть совмещены с интересными мероприятиями, например, кукольным театром, спортом, играми.

Первые школы

Ибн Халдун написал в книге «Мукаддима»: «Должно быть известно, что обучение детей Корану является символом Ислама. Мусульмане практикуют такое обучение во всех городах, потому что оно наполняет сердца твердой верой и укрепляет искренность знаний аятов и сур, а также соблюдения Сунны Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

Самые первые образовательные учреждения исламского мира были достаточно неформальными. Мечети использовались как места для встреч, где люди собирались вместе и получали знания от наставников, встречались с видными учеными, слушали их лекции, читали книги. Большинство алимов именно так и учили своих последователей. Все четыре основателя мусульманских правовых школ (мазхабов) – имамы Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ибн Ханбаль – обрели свои знания именно благодаря этим собраниям с учеными в мечетях, дискутируя и постигая законы шариата.

Некоторые мусульманские школы по всему мира до сих пор продолжают традицию такого образования. В трех священных местах – Запретной мечети в Мекке, Масджид аль-Наваби в Медине, и Масджид аль-Акса в Иерусалиме — ученые постоянно читают лекциях в мечетях, двери которых открыты для всех желающих присоединиться и получить знания. Тем не менее, со временем мусульмане стали строить институты в той форме, что существуют по сей день.

От начального к высшему образованию

Мечеть Аль-Азхар в Каире – крупнейший исламский университет в мире. Он основан в 900-х годах. Здесь молодые люди получали начальное образование в учебном заведении, которое называлось мактаб. Обычно мактабы были прикреплены к мечети, гда ученые и имамы проводили занятия для детей. На этих уроках они учили подрастающее поколение письму, арабскому языку, чтению, арифметике и исламскому праву.

Большинство людей получили образование в этих начальных школах, будучи детьми. После завершения мактаба они могли начать взрослую жизнь и выбирать призвание, или продолжить обучение на высшей ступени – медресе. Это слово переводится с арабского как школа.

Обычно медресе прикрепляли к большим мечетям. Например, Аль-Азхар в Каире, основанный в 970 году, и Аль-Карауин в Фасе, Марокко, основанный в 859 году. Позже немало медресе были основаны во многих поселениях мусульман по всему миру благодаря сельчукскому визирю Низаму аль-Мульку.

В медресе студенты продолжали изучать религиозные науки, арабский язык, медицину, математику, астрономию, историю, географию и другие дисциплины. В 1100 году в Каире насчитывалось 75 медресе, 51 – в Дамаске и 44 в Алеппо. Свыше сотни были построены в мусульманской Испании.

Эти медресе можно считать первыми университетами. В них имелись различные факультеты и работали ученые. Студенты выбирали специализацию и проводили несколько лет, получая знания от профессоров. Ибн Халдун отмечал, что в это время в Марокко медресе были программы, охватывающие 16 лет. Он спорил, что за «столь короткий срок студент сможет получить полезные навыки или понять, что наука ему не по зубам».

Когда студент заканчивал свой курс обучения, он получал иджаза – сертификат, что он завершил программу и имеет право преподавать. Иджазу также выдавали педагогам, которые могли аттестовывать знания студентов. Этот документ можно сопоставить с современным дипломом.

Образование и женщины

На протяжении всей истории Ислама образование женщин играло очень важную роль. Женщин считали способными и получать знания, и обучать других. Яркий пример тому – супруга Пророка Мухаммада благочестивая Айша (радыяллаху анху), которая стала лучшей ученицей своего времени и учила многих жителей в Медине после смерти мужа.

Позже мы видим немало примеров образованных мусульманок. Женщины имели право посещать лекции в мечетях, медресе и обучали друг друга. Например, в 12 веке ученый Ибн Асакир в поисках знаний обучался более чем у 80 педагогов-женщин. Также мусульманки играли огромную роль в поддержке образования: первая официальная школа в исламском мире, университет Аль-Караун в Фесе был основан в 859 богатой женщиной Фатимой аль-Фихри.

Супруга халифа Аббасидов Харуна аль-Рашида, Зубейда, лично основала несколько мечетей, общежитий, строила дороги и фонтаны в Хиджазе, тем самым облегчив жизнь людей в поисках знаний. Супруга османского султана Сулеймана, Хюррем, основала несколько медресе, в которых также работали больницы, общественные бани и кухни для бедных.

Во время периода правления Аюбидов в Дамаске (с 1174 по 1260 годы) 26 религиозных построек, включая медресе, мечети и культовые монументы были воздвигнуты женщинами. В отличие от средневековой Европы, женщины играли важную роль в исламском образовании. Вместо того, чтобы быть гражданами второго сорта, мусульманки принимали активное участие в общественной жизни, особенно в сфере образования.

Современность

Традиции медресе и других классических форм исламского образования сохранились и в современном мире, хотя в несколько измененной форме. Определяющим фактором стало вторжение европейцев на мусульманские земли в 1800-х годах.

Например, во времена Османской империи французы – светские советники султанов – выступали за полную реформу образовательной системы, чтобы отделить религию от школьной программы и давать только научные знания. Так в государственных школах начали обучать по европейским книгам вместо традиционных знаний, которые давали на протяжении веков. Хотя исламские медресе продолжали существовать, они лишились государственной поддержки и потеряли свою значимость в современном мире.

Сегодня общеобразовательные учреждения на территории бывшей Османской империи до сих пор работают по европейскому образцу. Например, поступление в университет зависит от того, как вы освоили школьную программу. Если вы получили высокие оценки, то можете выбирать технические науки или медицину. Невысокий балл дает право изучать гуманитарные или исламские науки.

Несмотря на современную систему образования во многих мусульманских странах, в них до сих пор сохраняются традиционные учебные заведения. Университеты Аль-Азхар, Аль-Караун, Даруль-Алим в Деобанде, Индия продолжают предлагать традиционные учебные программы, где исламские дисциплины преобладают над светскими. Эта интеллектуальная традиция укоренилась в величайших институтах прошлого, продолжается учеными и по-прежнему несет людям исламские знания.

Share.