facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Особенности крымского хиджаба

0

Одежда мусульманок Крыма отличается от той, что носят их сестры по вере в других странах. Сегодня крымские татарки заявляют о желании не только соблюдать исламские каноны, но выглядеть современно, а также сохранить национальную и культурную самобытность в условиях многонационального полуострова.

Как и во всём мире, мусульманки Крыма пытаются сочетать традиции с веяниями современной моды. Хиджаб — это не просто головной убор, как принято считать, это и требования к внешнему виду мусульманки в целом, и даже определённое духовное состояние.

«В Крыму мы уже пережили период тревог и конфликтов. Я вспоминаю себя 20 лет назад — тогда ситуация была достаточно трудной. Покрытая мусульманка в начале нулевых вызывала очень большое удивление, и чаще оно имело именно негативную окраску. Сегодня мы наблюдаем картину, когда мусульманка в хиджабе в Крыму чаще всего не вызывает ни удивления, ни негатива. Я думаю, что в этом большая заслуга и самих мусульманок: мирное существование со всеми, кто нас окружают, максимальная вовлечённость в общественную жизнь позволяют окружающим нас людям судить о том, что всё, что говорят о мусульманской женщине, — сплошные стереотипы», — рассказывает руководитель религиозно-просветительского проекта «Полезные знания» Духовного управления мусульман Крыма Зейнеб Баирова.

Мусульманка отмечает, что в среде самих крымских татар отношение к хиджабу в разные времена также имело отличия. «Если говорить о современности, я бы не сказала, что общество поощряет и охотно принимает мусульманок, приходящих к хиджабу. Тем не менее, мы видим, как из года в год ношение закрытой одежды и платка воспринимается лояльнее, в том числе среди крымских татар», — делится она.

Крым был и остаётся достаточно демократичным в отношении женщин, одетых по канонам Ислама. Так, например, даже в Москве не единичны случаи, когда одетым в хиджаб девушкам запрещали входить в вузы или другие общественные учреждения, не говоря уже о подобных ситуациях в западных странах.

Одетая в хиджаб мусульманка в современном Крыму может быть не просто следящей за детьми домохозяйкой, но занимать самые разные посты и должности: быть руководителем организации, юристом, врачом или преподавателем. Покрытые женщины предпочитают яркие цвета и европеизированный крой, который иногда может подчёркивать силуэт. Кроме того, в «крымском хиджабе» часто можно заметить традиционные элементы.

Двести лет назад мусульманки в Крыму носили головные уборы, надевали платья в пол, накидывали длинные халаты. Уже существовали и специальные нарукавники, которые скрывали руки выше запястья. Традиционную крымско-татарскую женскую тюбетейку, фес, обязательно покрывали шалью. Сегодня крымские мусульманки, возвращаясь к одежде по нормам Ислама, часто стараются привнести в свой облик этнические элементы.

Кроме феса характерными элементами крымско-татарского хиджаба является традиционный орнамент. Чаще всего одежду украшают вышивкой или аппликациями в виде роз, граната или винограда. Цветовая палитра варьируется от светлых пастельных тонов до насыщенных оттенков красного, зелёного, фиолетового и голубого.

Крымские мусульманки успешно адаптируют хиджаб к современным модным тенденциям. Более того, на полуострове работают несколько исконных брендов, которые возрождают моду на мусульманскую одежду на основе традиционного опыта, адаптируя его к сегодняшним условиям.

«Существуют спортивные формы хиджаба для мусульманок, которые ведут активный образ жизни. Это чаще всего удобные штанишки более широкого кроя, чем в обычном спортивном магазине, и туника, которая спускается ниже колен. Есть и вечерние наряды, которые надевают на особые мероприятия, есть повседневная одежда. Почти всё, что мы можем сказать на языке современной моды, есть среди исламской индустрии хиджаба. Мода для мусульманки — не самоцель. Она имеет место в её жизни, но исключительно после соблюдения основных условий хиджаба», — отмечает Зейнеб Баирова.

Share.