Сведения об одомашнивании собак были переданы от Ибн Аббаса. Это животное упоминается в Коране несколько раз, в сурах «аль-Маида», «аль-Араф», «аль-Кахф» (5:4; 7:176, 18:18, 22).
В исламском праве собака считается нечистым животным. Это связано с тем, что слюна, моча, пот и другие выделения этого животного определяются как нечистоты (наджаса). В одежде, на которую они попали, нельзя совершать намаз – сначала следует их отмыть.
Известны хадисы, в которых запрещается держать собак дома. В одном из них говорится, что в жилище, где есть эти животные, не заглядывают ангелы. Вместе с этим, если для этого имеются уважительные причины, например, если это собака-поводырь слепого человека, то это допускается.
Если в шариате собака определяется как нечистое животное, это не означает неприязнь к ним. Известен хадис, в котором говорится о том, что один человек вошел в Рай только потому, что напоил изнывающего от жажды пса.
Использовать собак для охраны и охоты в шариате разрешается. Хорошие охотничьи собаки всегда высоко ценились: афганская борзая и салюки или такие пастушьи собаки, как туркменский алабай или турецкий кангал, получили известность во всем мире.
Собаки в истории мусульманских государств применялись и для других целей. Например, они выступали в качестве дегустаторов, пробуя пищу перед тем, как ее подавали хозяевам, чтобы предотвратить отравление. Рассказывают, что мать халифа Харуна ар-Рашида благодаря этому избежала яда.
Во дворцах правителей были специальные служители, ухаживающие за собаками. Высоко ценились дрессированные и обученные животные. Собаки находили свое применение даже в медицине. Собачье молоко считалось сильным противоядием. В суфийской литературе собака стала символом смирения.