facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Перламутр в исламском искусстве

0

Основным источником перламутра являются раковины моллюсков. Этот материал использовался на Востоке издавна, так как здесь имелся доступ к сырью, поступающему из теплых морей. Доказательством этого являются изделия с перламутром, найденные в шумерских гробницах.

Перламутр не является долговечным материалом, к тому же он часто использовался для инкрустирования дерева, которое тоже редко выдерживает испытание временем, поэтому человечество не располагает древними образцами изделий. Но в некоторых письменных источниках, например, у Марко Поло, мы находим свидетельства о развитии этого искусства на Востоке.

Перламутр привлекал мастеров тем, что он имеет чистый и ясный вид. Он использовался как декоративный элемент в разных видах искусства. Его сочетали с золотом, серебром, изумрудами, рубинами, гранатами, обрабатывая разными способами.

Очень часто перламутр использовался для инкрустации в сочетании с дорогими породами дерева – ореха, черного и красного дерева. Здесь применялись две техники – или в самом материале делали выемки, по форме которых вырезали вставки из перламутра, или куски перламутра наклеивали на поверхность, сочетая с другими материалами и создавая различные узоры.

В исламском мире перламутр был настолько распространенным, что его использовали для украшения буквально всего – от футляров Корана до дворцов, от рукоятей ятаганов до чернильниц. Саад-эд-Дин, который считается первым турецким официальным историографом, описывая похороны султана Мехмета II, утверждает, что носилки для тела были сделаны из перламутра.

В пору расцвета искусства отделки перламутром этот материал использовался также в архитектуре для инкрустации дверей и других декоративных элементов зданий. В начале XIX века это искусство стало приходить в упадок. Сейчас есть мастера, которые продолжают его на достойном уровне, но прежней своей популярности оно не достигает.

Искусство перламутра с точки зрения характеристик мотивов, а также областей применения и стиля делится на 4 группы: стамбульский, дамасский, венский и иерусалимский. Первые две группы продолжают традиции османского искусства.

Работы в стамбульской технике изготавливаются методом перламутровых вставок в материал или приклеивания перламутра на поверхность материала. В качестве вспомогательных используются слоновая и черепаховая кость, кости других животных, а из узоров преобладают геометрические.

В дамасской технике вставки из перламутра встраиваются в другой материал. В таком случае используется только одна сторона раковины, другая остается необработанной и прикрепленной к дереву. Перламутровые вставки окружают проволокой из свинцово-оловянной смеси толщиной 1 мм.

В венской технике используется метод нанесения металлического покрытия, именуемый «Буле», а куски перламутра располагаются хаотично. Так украшаются предметы мебели – столы, диваны, комоды, серванты, зеркала.

Иерусалимская техника получила название, потому что используется для изготовления макетов или изображений мечети Аль-Акса. Она применяется для украшения шкатулок и обложек книг.

Share.