facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Почему произносят дуа «радыяллаху анх» после имени сахабов?

0

«Радыяллаху анх»  (رضي الله عنه)

Молитвенное выражение, которое используется преимущественно по отношению к сахабам.
В эпоху Омейядов, которая продолжалась до правления Умара бин Абдульазиза, на пятничных проповедях использовались выражения, не только умалявшие достоинства некоторых сахабов, но и содержащие прямые нападки и ругательства. Умар бин Абдульазиз, чтобы искоренить подобное отношение, ввел в практику обязательность произношения молитвы «радыяллаху анх» («да будет Аллах доволен им») после произнесения имени того или иного сахаба.

 

Согласно адабу проведения маджлисов, на которых изучают или передают друг другу хадисы, во время их чтения учителем или учеником, после каждого упоминания о Пророке (салляллаху алейхи ва саллям) нужно произносить соответствующую молитву-салават, при упоминании имени сахаба – молитву в форме «радыяллаху анх» или «рыдвануллахи алейх». Если у упомянутого в хадисе человека сахабом был также и его отец, как в случае с Ибн Умаром и Ибн Аббасом, то следует произносить «радыяллаху анхума» («да будет Аллах доволен обоими»). У благочестивой Айши сахабами были также ее отец и дед, в таком случае необходимо говорить «радыяллаху анхум» («да будет Аллах доволен ими») (Шамсаддин ас-Сахави, III, 258).
Навави говорил, что эта молитва может произноситься и за алимов, которые жили после эпохи сахабов, чему есть множество подтверждений (аль-Азкар, с. 109). Кроме того, принято обращаться к человеку, который собирается пересказать хадис на научном собрании: «Да будет Аллах доволен тобой (радыяллаху анке), от каких учителей ты собираешься пересказывать»? Данная традиция свидетельствует о том, что это выражение использовалось не только в отношении сахабов, но и тех ученых, которые жили позже (Семани, стр. 103).  Очевидно, что вышеупомянутая молитва произносится не только в адрес умерших, но и живых передатчиков хадисов, есть и другие примеры, демонстрирующие использование этой фразы и по отношению к тем людям, которые не были сахабами. Когда Реби бин Сулеймана, ученика имама Шафии, спросил его шакирд, собиравшийся читать хадис:

«Этот хадис тебе передал Шафи?» и при этом не произнес после имени имама молитвы «радыяллаху анх», учитель не позволил ему произнести ни слова из хадиса (Хатиб аль-Багдади, II, 106-107).

В некоторых сборниках хадисов (или книгах по усуль-хадис) в связи с написанием салавата было указано, что даже если в оригинале его не было, то после имени сахаба нужно без использования каких-либо символов писать «радыяллаху анх». И это не предание, а молитва, поэтому она не будет считаться искажением текста (Навави, «Иршад», с. 144-145; Бадреддин Ибн Джамаа, с. 99). Однако не найдено никаких подтверждений произношения данной молитвенной формулы после каждого упоминания имени сахаба в хадисах, записанных в эпоху их классифицирования. Опираясь на предания о том, что Ахмад бин Ханбаль не писал даже салават (Ибну’с-Салах, с. 188) и учитывая нехватку материалов для письма в то время, можно сделать вывод, что «радыяллаху анх» не фиксировалось на бумаге, однако произносилось вслух во время чтения хадиса. В качестве обоснования использования выражения «радыяллаху анх», несмотря на  отсутствие прямой ссылки на него в священном Коране, можно привести выражение «радыяллаху анхум ва раду анх», которое использовано в четырех аятах (суры «аль-Маида», 5/119; «ат-Тауба», 9/100; «аль-Муджадила», 58/22; «аль-Бейина», 98/8), и, самое главное, констатировать, что на него повлияли аяты, обозначающие довольство Всевышнего (суры «Али Имран», 2/15; «ат-Тауба, 9/72).

Хатиб аль-Багдади в качестве основы для данной молитвы упоминает два хадиса. По сведениям Джабира бин Абдуллаха (радыяллаху анху), Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) сказал благочестивому Абу Бакру (радыяллаху анху): «Да пожалует тебе Аллах самое большое довольство» (аль-Джами, II, 104; кроме того, Хаким ан-Нисабури, III, 78).

Анас бин Малик (радыяллаху анху) также рассказывал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) помолился за ребенка, который поднес к его ногам туфли, следующими словами: «Ты хотел заслужить одобрение Всевышнего, да будет Аллах доволен тобой» (аль-Джами, II, 104).

 

Share.