facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Полигамный брак в ХХI веке: за и против

0

Тема полигамных браков в Исламе не утихает, несмотря на существующие во многих странах запреты со стороны законодательства. Многоженство – это вид социальных взаимоотношений, о дозволенности которого сказано в Коране. Именно дозволенное действие, а не рекомендованное и тем более не обязательное.

В Коране сказано: «Если вы опасаетесь, что не сможете быть справедливыми с сиротами [, находящимися на вашем попечении], то женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, — на двух, трех, четырех. Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной или на тех, которых вы взяли в плен [на войне с неверными]. Это ближе [к религиозному закону], если не хотите уклониться от него» (Сура «ан-Ниса», 4 / 3).

Повеления Аллаха распространяются на все аспекты жизни человека. И они настолько обширны, поэтому выделяется семейное право, наследственное право, административное право, трудовое (деловое) право и так далее. Даже взаимоотношения людей регулируются нормами и правилами Ислама. Например, адаб и ахляк – это этика и нравственные нормы.

В любой области человеческой деятельности все подчинено основному принципу – принести максимальную пользу, сделать то, чем будет доволен Всевышний. Необходимо задуматься о своем намерении и дальнейшими действиями стремиться к получению максимальной пользы или устранению максимального вреда.

В этом процессе мы можем на основании законодательных положений классифицировать свои действия по семи уровням: от необходимости «фард» до запретности «харам». Полигамный брак находится как раз в центре этих семи уровней, который называется «мубах», то есть дозволено, разрешено или не запрещено.

Мусульманское право обязательно учитывает то факт, что Аллах предопределил для Своих творений персональную жизненную историю. У каждого человека в конкретной ситуации возникает своя ситуативная степень «необходимости/запретности» того или иного действия.

Полигамный брак не является исключением. Для него должны быть веские обоснованные причины и убежденность в необходимости соблюдать специальные условия, предписанные для такой формы супружеских отношений.

Как перед любым делом, необходимо максимально объективно оценить свои возможности и обстоятельства. Важно заранее избавить себя от иллюзий и ожиданий, что «оно там потом само образуется». Принимать решения полезно, исходя из текущих условий, учитывая ограничения и риски. Думать, делать, уповать. Что будет потом, известно только Всевышнему, а отвечать мы будем за каждое сделанное действие и сказанное слово.

К чему все эти размышления? К тому, чтобы все учесть, взвесить и принять верное решение, основанное на осознании и ответственности. К тому, чтобы видеть не только свои желания, но и чувства других людей, которые будут вовлечены в эти брачные отношения. К тому, чтобы предугадывать сложности и по возможности предотвращать или разрешать их, как только они возникают. К тому, чтобы быть готовыми к самым неожиданным поворотам, условиям и обстоятельствам и успевать гибко на них отреагировать наилучшим образом.

Важно понимать: уйти или развестись, столкнувшись с испытаниями, – это не всегда способ решить. Часто — способ убежать и не решить. А нерешенное имеет обыкновение всегда быть рядом и давать о себе знать самыми неприятными способами. Если было сделано все возможное, но это не помогло, тогда нужно уйти, сохранив самое лучшее отношение к человеку.

Аиша Анастасия Корчагина, практикующий исламский психолог, член Международной ассоциации исламской психологии, член Международной ассоциации мусульманских психологов

Share.