facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Положение путника в Исламе

0

Мусульманин считается путником, если отправляется в дорогу, которую можно преодолеть пешком не менее чем за 18 часов с намерением добраться до местности, отдалённой от его дома приблизительно на 90 км. Если же человек планирует пребывать там больше 15 дней, то путником он считается только при следовании до этого населённого пункта.

О сокращении молитв

Согласно мусульманскому праву, путнику разрешается выполнять салятус-сафар, то есть сокращать обязательную молитву в четыре ракаата до двух. Об этом говорится в Коране, сунне и иджма (согласие в мнениях учёных-факихов по возникшим вопросам). Известен аят: «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить молитву, если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных. Воистину, неверные — ваши явные враги» (Сура «ан-Ниса», 4 / 101).

У Умара (радыяллаху анху) однажды спросили: «В этом аяте сказано “если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных”, а сейчас таких опасений нет. Так делать ли сокращения молитв во время путешествий?» Умар (радыяллаху анху) ответил: «Меня тоже волновал этот вопрос. Я спросил у Пророка, и он ответил, что разрешение на сокращение молитв — это милость Аллаха, поэтому путник должен сокращать молитвы вне зависимости от того, существует опасность или нет» (Муслим; Тирмизи; ибн Маджа).

Расулюллах (саллялаху алейхи ва саллям), находясь в пути, сокращал обязательные молитвы. Абдуллах ибн Умар (радыяллаху анху) рассказывал: «Я сопровождал Пророка Мухаммада (саллялаху алейхи ва саллям) в одном из путешествий, и более двух ракаатов мы тогда не совершали. Благочестивые Абу Бакр, Умар и Усман присоединились к нам в этом» (Бухари, «Таксир», 11).

У многих может возникнуть вопрос: а можно ли совершать вместо двух ракаатов полную молитву в четыре ракаата? По мнению имама Ханафи, обязательная молитва в четыре ракаата, которая во время путешествия преобразуется в двухракаатную, является повелением и установлением Аллаха. Таким образом, если путник отвергнет повеления Творца, он будет считаться нарушителем Его установлений Аллаха, а последние два ракаата будут считаться нафиль (выполненными по собственному желанию).

Благочестивая Айша (радыяллаху анха) говорила: «В первое время обязательная молитва была установлена в два ракаата, затем, после установления мира, дополнилась ещё двумя. Однако в путешествии её совершение осталось в прежнем виде» (Бухари, «Салят», 1; Муслим, «Мисафирин», 1; Абу Давуд, «Сафар», 1; Насаи, «Салят», 3; Малик, «Сафар», 3).

Также ибн Аббас (радыяллаху анху) дополняет слова благочестивой Айши (радыяллаху анха): «Аллах Тааля установил молитву в четыре ракаата для мирного времени и в два ракаата — для путешествий» (Муслим, «Мисафирин», 5, 6; Абу Давуд, «Сафар», 18; Насаи, «Хауф», 4; Ибн Маджа, «Икама», 75).

По мнениям имамов Шафии и Ханбали, совершение намаза в четыре ракаата является обязательным, и сокращение её в путешествии является предписываемым облегчением. Как доказательство они берут аяты Корана о сокращении молитвы, утверждая при этом, что они даны как указание, а не как повеление. Имам Ханбали считает, что сокращение обязательной молитвы является предпочтительным, а имам Малик видит в её сокращении сунну-муаккад, так как в этом — следование Пророку (саллялаху алейхи ва саллям).

При этом фарды утреннего намаза «ас-субх», фарды вечернего намаза «аль-магриб» и намаз «аль-витр» совершаются полностью. Если у путника достаточно времени для совершения намазов Сунны, то он выполняет их, не сокращая.

Если путник следует в намазе за «местным» имамом, то совершает намаз полностью, без сокращений. А если у «местного» джамаата имам путник, то после ас-саляма, завершающего его сокращённый намаз, джамаат без имама продолжает совершать оставшиеся ракааты.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.