facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Рустем Хузин: «Раствориться в аятах Аллаха»

0

Рустем Фаитович Хузин родился в 1975 году в Уфе, в семье военного. Заметив способности к рисованию, родители отвели сына в художественную школу, с которой и началось его обучение искусству. У художника В.В. Матюхи он получил первоначальные навыки рисования. После девяти классов средней школы Рустем учился в Пензенском художественном училище им. Савицкого.

С 1996 года – учеба в Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве. С третьего курса академии – обучение в мастерской портрета под руководством профессора Л.С. Хасьяновой. После окончания академии в 2002 году – стажировка в творческой мастерской живописи Российской академии художеств под руководством академика Х.А. Якупова в Казани.

С 2005 года Рустем Хузин – член Союза художников Российской Федерации и Союза художников республики Татарстан.

На протяжении всей истории исламского искусства на нем лежала печать условности, схематичности и отрешенности от реальных образов окружающего мира. Реалистическая тенденция зародилась в нем лишь в период столкновения с западным миром. Однако окончательного утверждения реалистических норм в искусстве исламского мира до сих пор не произошло. Художник Рустем Хузин показывает, что именно оно в наибольшей степени соответствует духу мусульманского мировосприятия.

– Вы являетесь одним из немногих художников, пишущих в реалистической манере, не традиционной для мусульманского искусства. Какое место реализм занимает в исламской культуре?

– Реализм – это способ правдиво отобразить наш мир, побуждать себя и других размышлять о природе красоты и о своем предназначении. Цель настоящего искусства – создавать прекрасные произведения, которые возвышали бы души и сердца. Среди мусульман первым живописцем считается пророк Идрис (алейхиссалям). Также он был портным и распарывал ту строчку, которую сшивал, забыв упомянуть имя Всевышнего, и с именем Аллаха возобновлял работу. Художнику надо быть таким же – с именем Аллаха начинать и заканчивать каждую картину.

Реализм не считаю нетрадиционным для мусульман. Когда что­то появляется лучшее, мы, мусульмане, в благих целях должны использовать это. Все дело в намерениях и целях. Искусство можно сравнить со скальпелем. В руках хирурга – это орудие спасения. В руках убийцы – орудие преступления. Хотелось бы никогда об этом не забывать.

– Сегодня среди мусульман очень много противников изобразительного искусства. Как вы думаете, чего лишится исламский мир, если это богатство будет безвозвратно потеряно?

– Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Аллах прекрасен и любит красоту». Изобразительное искусство должно побуждать людей к размышлению о своей природе, о причине мироздания, о величии Творца. У изобразительного искусства очень большой потенциал для побуждения людей к благому через добрые мысли, хорошее настроение. Само занятие живописью меняет внутренний настрой человека. И я не случайно привел хадис. Ведь когда человек любуется красотой цветка, неба, пейзажа, в нем проявляется заложенная тяга к прекрасному.

Человек с рождения учится любоваться этой красотой и по-настоящему ценить ее. Роль художника в том и состоит, чтобы напомнить человеку, что его окружает действительно прекрасный мир. Работа художника – лишь отражение луны, которая уже есть на небе. Художник, может быть, передает одну миллионную часть той красоты, созданной Всевышним. Но даже если тебе удастся передать одну миллионную этой гармонии, ты – счастливый человек.

Когда ты стоишь на природе и полностью растворяешься в ней. Когда ты находишься в сухом, не ожившем еще весеннем лесу, чувствуешь запах пробивающейся зеленой травы, слышишь щебет птиц, ты, исчезая во всем этом, пытаешься передать это в красках. Эти ощущения невозможно выразить словами. Тебя нет, ты растворился в аятах Аллаха. И если ты сможешь написать картину именно в этом состоянии, тогда зритель, взглянув на твои работы уже на выставке, почувствует и запах этой травы, и шум ветра, и свист птиц, затаившихся в кустах.

Вот это и есть чудо творчества. Это дар от Творца. Представьте, насколько велика милость Аллаха, который, создав человека, наделил его способностью к таким переживаниям и способностью передавать эти переживания. Этого лишится мир, если у него отобрать изобразительное искусство.

– Что отличает мусульманское искусство от западного?

– В Исламе большое значение придается внутреннему воспитанию человека. Судите сами, каким будет произведение, созданное чистым, наполненным любовью к Аллаху сердцем. Художники, каллиграфы, архитекторы, музыканты, поэты всегда проходили школу духовного воспитания. Ахмед Ясави, Кул Шериф, Джалаледдин Руми, Мимар Синан, Юнус Эмре, Алишер Навои, Байрам Бекташ, Низами Гянджеви и многие другие, будучи воспитаны у духовных наставников, создали произведения искусства, которые и по сей день восхищают нас.

– Каких мастеров живописи вы считаете безусловными авторитетами?

– Наверное, это художники­передвижники, творившие во второй половине XIX – начале XX века. У каждого из них можно научиться многому. Но самый большой Мастер, безусловно, – Аллах, лучше Которого никто ничего не создал и не создаст. А лучшие же из художников – те, которые сумели устранить свое, личностное, и передать правдиво различные ситуации, события, явления.

– Авангардные направления в искусстве совместимы с Исламом или им точно не по пути?

– Вообще, если обратиться к смыслу слова «авангард», то оно переводится как «идущий впереди». На мой взгляд, впереди всегда должно быть лучшее. А когда далеко не самое лучшее течение в искусстве называет себя «авангард», его можно обвинить в завышенной самооценке. Это знамя должны нести наиболее достойные представители, которые понимали бы глубину и предназначение искусства, а не те, кто занимается просто самовыражением и демонстрацией своего «Я».

У художника всегда много соблазнов уйти в самолюбование. Превосходное владение техникой может выродиться в ремесленничество, и тогда художник будет виртуозно писать картины, которые будут абсолютно бездушны и даже будут погружать человека в «низкие» состояния. Есть такое «авангардное» направление, как абстракционизм, где художник, оперируя формами и не прибегая к реальным предметам, пытается выразить звучание своей души. Но такой абстракционизм присутствует в искусстве каждого народа. Взять, к примеру, хотя бы народный орнамент как некую абстракцию геометрического и растительного. Совсем не обязательно учиться в университете, чтобы стать абстрактным живописцем. Реалистическому же мастерству обучаются много лет.

Можно сравнить реализм с навыками писца­каллиграфа. Художник подобен человеку, умеющему хорошо и красиво писать. Представим себе ситуацию, когда нам необходимо отправить письмо другу, живущему далеко от нас. Если письмо будет написано плохим, неразборчивым почерком, друг просто не сможет его прочитать и испытать причастность к тому, о чем мы хотели ему поведать. Поэтому в живописи очень важно владеть искусством реалистического изображения. Часто «авангардом» начинают заниматься те, кто просто не владеет реалистичной техникой.

– Ради чего вы занимаетесь искусством?

– Человеку необходимо обрести самого себя, внутреннее спокойствие. «Поистине, сердца успокоятся вспоминанием Меня», – сказано Коране. Человек и Вселенная, подобно Корану, созданы, как книга. Понять и то и другое можно, изучая Коран. Также можно, наблюдая человека и читая книгу Вселенной, познавать величие Того, Кто тебя создал. Я думаю, любая профессия, помимо того, что она дает пропитание, является одним из способов самопознания. Искусство же побуждает к размышлению.

Красота иногда скрыта от людей, и задача художника – помочь им увидеть ее. На самом деле, самым большим счастьем для мусульманина является созерцание красоты Создателя в Раю. Мы верим в вечную жизнь и знаем, что, безусловно, будет ответ за свои деяния. Человек, который эту жизнь провел в служении и стремился познать Творца, заслужит Рай и получит награду видеть красоту Аллаха. Ее душа видела в момент сотворения, когда пообещала, что в этой жизни не будет никого почитать так, как должна почитать Аллаха.

Момент первой встречи души человека с Создателем, когда она наблюдала самое Прекрасное, самое Величественное, Короля Красоты, Абсолют, не прошел для нее бесследно. Душа сильно полюбила своего Творца. В этой жизни человеческая душа, тоскуя по Создателю, находится в постоянном поиске. Человек ставит цель, достигает ее, стремится к новой. Но если поиск не направлен к Всевышнему, то человек испытывает неудовлетворенность. Единственный способ удовлетворить поиск человека, успокоить его сердце – направить его в естественное русло по прямому пути, пути пророков и их духовных наследников.

Красота – это и есть то, что напоминает человеку о моменте первой встречи с Всевышним. Она свидетельствует о величии Создателя этой красоты. Я считаю, что надо учить мусульман искусству, живописи, рисунку. Сама модель построения картины напоминает наш мир, где все имеет свое место, значение, смысл.

Беседовал Исмагил Гибадуллин

Share.