facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Салман Фарси: человек, который ждал Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)

0

Салман был высоким, крепким мужчиной с густой бородой. Он умел дружить, был искренним и отзывчивым. Мухаджиры называли его: «Наш Салман». Ансары тоже считали его своим и заключали в объятия. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил о нем: «Он из нас, из ахлюль-бейт (из членов моей семьи)».

Салман Фарси — третий в золотой цепи сильсиля. Имя свое Салман, или Салмануль-Хайр, он получил после того, как стал мусульманином

, от самого Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Его называли также Ибн Ислам. Салман был первым персом, принявшим Ислам. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Я (в умме) первый мусульманин из арабов, из греков — Сухайб, из Йемена — Биляль, из Ирана — Салман» («СыфатусСафва», 1, 538).

Салман родился в семье богатого землевладельца неподалеку от Исфахана. Все его предки были огнепоклонниками. Отец очень любил сына и никуда от себя не отпускал, однако юноша был одержим поиском истинного знания. Он считался огнепоклонником, но случайное знакомство с монахами заронило в нем интерес к христианству. Для того, чтобы понять суть этой религии, он отправляется в Сирию. Монах, у которого молодой человек находился в услужении, как-то сказал ему: «Приближается время появления Пророка, несущего религию Единобожия, религию Ибрахима, и выйдет он из земель Аравии». В это время через Сирию проходил караван племени Бани Кальб, и юный перс к нему присоединился. Когда караван остановился неподалеку от Медины, в местечке Вадиль-Курайя, люди поступили с молодым человеком несправедливо и продали его в рабство одному еврею. Так Салман оказался в Медине.

Монах, который сообщил Салману о приходе Пророка, говорил о его признаках следующее: «Пророк выйдет из земель Аравии и переселится в местность, где среди больших черных камней будут расти финиковые пальмы. У этого Пророка на спине между лопатками будет Печать Пророчества, и он не станет принимать садака (пожертвования)».

Когда стало известно, что в Медину пришел Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), Салман, выбрав подходящий момент, сразу же пошел к нему. Вручив Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) финики в качестве садака, он увидел, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предложил их своим товарищам, а сам есть не стал. В следующий раз Салман принес Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) финики в дар, и Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отведал плоды. Поймав изучающий взгляд Салмана, он показал ему на своей спине Печать Пророчества. Не скрывая радости, Салман, который нашел того, кого искал, обнял Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и принял Ислам.

История Салмана произвела на Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и окружающих большое впечатление. Салман (радыяллаху анху) не участвовал в битвах при Бадре и Ухуде, потому что был рабом. Сам Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и асхабы сделали все, чтобы освободить Салмана из рабства, дав за него положенный выкуп. После этого Салман всегда был рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), постоянно находился в мечети, получал знания. Все, что слышал и видел от Пророка, он впитывал в себя, как губка, и жил, руководствуясь этим знанием.

Довольно быстро сахабы полюбили Салмана за искренность, отзывчивость и верность. В сражении при Хандаке он удивил всех своей дальновидностью и широтой взглядов. Идея вырыть вокруг города ров была в то время неожиданной и новой. Впоследствии этот ров должен был бы служить для забора воды. За день сам Салман мог выполнить большой объем работ. Все вокруг не переставали удивляться его поразительной работоспособности.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), который после Хиджры сделал ансаров и мухаджиров братьями (событие уникальное в истории человечества, которое положило начало истинному братству), породнил Салмана (радыяллаху анху) и Абу Дарду (радыяллаху анху). Эти два бедняка и отшельника часто посещали друг друга, помогали друг другу, когда было необходимо, поправляли действия друг друга в рамках Сунны. Салман, имевший опыт путешествий и острый ум, был отшельником в меру и в меру совершал ибадат, в то время как духовное состояние Абу Дарды проявлялось несколько иначе. Он был отшельником истинным.

Однажды Салман пришел в гости к своему брату, но того не оказалось дома. Салмана встретила супруга Абу Дарды, печальная, в изношенном до дыр платье. Когда он спросил, как идут их дела, женщина не могла сдержать слез: «Как могут быть наши дела? Абу Дарда развелся с этим миром. Ма ша Аллах, ночи он проводит в поклонении, а дни в посте. На нас и вовсе не смотрит». Салман, услышав подобное, огорчился. Только он хотел покинуть этот дом, как в комнату вошел Абу Дарда, который тут же обнял своего брата, стал готовить для него еду. Когда все было готово, Абу Дарда пригласил Салмана к столу, но сам садиться не стал. «У меня пост», — сказал он. Салман стоял на своем: «Валлахи, до тех пор, пока ты не сядешь со мной за стол, я ничего есть не стану». Абу Дарда, оказавшись в безвыходном положении, прервал свой нафиль, дополнительный пост, и вместе с братом приступил к трапезе.

Ночью все легли отдохнуть. Абу Дарда хотел было через некоторое время встать и начать делать намаз, однако Салман ему не разрешил. В последней трети ночи Салман сам поднял своего друга: «Вот теперь вставай, будем читать намаз тахаджуд». После намаза он сказал Абу Дарде: «Брат мой, не забывай, что на тебя имеют право твой Создатель, твой нафс, то есть ты сам, твоя семья, твои гости и твои соседи. И каждому ты должен дать по праву. Ради своего Создателя читай намаз, постись, будь Ему рабом, но и себя не забывай, кушай, отдыхай, не оставляй без внимания свою спутницу».

Сам Салман был известен как человек, который не придавал значения дунье (бренному миру) и вел скромную жизнь. Он женился на женщине из племени Кинда. Придя как-то в свой дом, Салман его не узнал: дом был украшен драгоценными камнями и дорогими тканями. Мягко, чтобы не обидеть супругу, Салман сказал: «Наш дом превратился в ад, в котором разожжен огонь. Наш друг Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал мне: «Пусть вещей у тебя будет столько, сколько еды может взять с собой путешественник». И он не вошел в дом до тех пор, пока ненужные украшения не были сняты со стен. Супруга поняла его и не стала перечить.

Во время халифата Умара (радыяллаху анху) Салмана назначили вали (правителем) города Мадаена. Эта должность не внесла никаких изменений в уклад его жизни: он был все так же скромен, у него был скромный дом и очень скромные одежды. Он верил, что человек должен заботиться о будущей, вечной жизни, а не кичиться своей должностью и регалиями. Он носил одну джуббу, которая служила ему и одеждой, и покрывалом. Человеку, который хотел построить ему дом, Салман сказал: «Я не желаю дома, который был бы выше моего роста, когда встану, и длиннее, когда вытяну ноги».

Будучи правителем города, он работал не покладая рук и ходил в одежде бедняка. Те люди, которые не знали Салмана в лицо, не могли и предположить, что перед ними городской голова.

Для того, чтобы поддержать материально себя и свою семью, он плел из финиковых листьев корзины и продавал их за три дерхема. После чего отдавал долг в один дерхем заготовщику листьев, один дерхем оставлял своим детям, а оставшийся жертвовал нуждающимся. Постарев, он стал мало спать. Как только наступала ночь, он начинал читать намаз, затем делал зикр и пускался в глубокие размышления. Дав телу немного отдохнуть, он снова принимался за чтение намаза. Салман считал, что пить и есть – это не самоцель, а лишь средство для поддержания жизни человека. Когда его принуждали кушать, он говорил: «Кто в этой дунье наполняет свой желудок, в кыямате будет из числа наиболее голодных. Этот мир – тюрьма для мусульманина и джаннат для кяфира» (Хайятульаулия, 1, 99).

Абу Дарда писал Салману, когда последний был далеко от Медины: «После тебя Всевышний Аллах даровал нам детей и имущество и даровал возможность жить на Священной земле». Салман ответил: «Ты написал в письме, что Аллах наделил тебя хлебом и детьми, знай же, что самое важное не в наличии и количестве этого дара, а в том, чтобы быть благородным человеком и иметь полезное знание. Ты писал, что живешь на Священной земле. Это место само по себе возвеличить человека не может. Самая высокая честь — жить так, чтобы совершать богослужение, будто бы видишь Аллаха, достичь состояния ихсан, видеть свой нафс умершим и не мнить себя некоей значительной личностью». Салман изложил в своём письме основы тасаввуфа, объяснил, что такое ихсан, отшельничество, богослужение.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), положив как-то руки на плечи Салмана, произнес:  «Из них выйдут такие богатыри, что если вера будет (далеко) на звезде Сурайя, то они ее достанут и оттуда» (Таджрид, Х, 201). Этими словами он определил жизненный путь Салмана. После того, как Персия приняла Ислам, под духовным влиянием Салмана Фарси оказались многие земли: Исфахан, Туркестан. Именно на этих землях получил свое значительное распространение и накшбандийский тарикат. Известно, что Аллах Тааля наградил Салмана длинной жизнью. Он скончался на 35 году Хиджры, в 665 году. 

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.