facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Секреты тюбетейки

0

  {jathumbnail off}   В Узбекистане тюбетейка является частью национального костюма.  Однако сегодня,  этот элемент головного убора стал популярен и среди модниц столицы.  Часто тюбетейку сочетают с современной одеждой,  добавляя в свой образ яркую, национальную деталь.

 А ведь еще несколько десятилетий назад тюбетейка была основным видом головного убора в Средней Азии.  В ней ходили мужчины и женщины,  дети и старики. Причем в каждом регионе  тюбетейки имеют свое отличие.  Условно дуппи разделяют на несколько групп:  ташкентскую,  бухарскую,  самаркандскую,  ферганскую, хорезмско-каракалпакскую и кашкадарьинско – сурхандарьинскую, также тюбетейки бывают праздничные, религиозные и повседневные.  Эти национальные уборы изготавливают из мягкой или твердой ткани,  декорируют вышивкой или бисером, придают круглую или квадратную форму.

 У мужчин дуппи пользуется особым уважением.  Раньше в спорах мужчины нередко использовали выражение —  «На твоей голове есть тюбетейка?», что означало —  «Мужчина ты или нет?».  Тюбетейка может много рассказать о своем хозяине.  Сегодня, однако, не каждый задумывается над посланиями, скрытыми в узорах дуппи, а ведь каждый изгиб, рисунок,  линия – несут в себе глубокий смысл и тайну.  До настоящего времени в народе сохранились целые легенды и предания о тюбетейках. Четыре цветка в верхней части тюбетейки, по преданию, охраняют здоровье мужчины с четырех сторон, а шестнадцать цветков по кромке тюбетейки выражают пожелание быть большой и дружной семьей (иметь шестнадцать детей), сообщается в альбоме «Тюбетейки Узбекистана XIX-XX веков».  Это хорошо видно на примере одной из самых распространенных классических тюбетеек для мужчин. Эти дуппи родом из ферганской долины, но стали популярны по всей стране. Они имеют строгий, скромный и в тоже время очень декоративный вид.

 Для этих тюбетеек характерно контрастное сочетание белого узора в виде четырех стручков перца «калампир» с черным фоном.  Вышитые белым шелком цветы на темном фоне служили как бы выражением чистоты души и сердца мужчины.

 Однако нельзя однозначно  утверждать, что на этом головном уборе изображено именно растение. Некоторые исследователи видят в нем отголоски неких космогонических представлений, пришедших из глубины веков.

 При украшении тюбетеек преимущественно используется растительный характер вышивок, цветовое решение которых достигалось путем колористического  противопоставления цветочных и лиственных частей узора. Изображались те растения, которые, наряду с декоративным их значением, обладали какой-либо целительной силой и использовались при лечении различных недугов. Среди цветочных мотивов распространены роза, ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони и др., а среди плодов — изображения граната, вишни и черешни, миндаля и перца и др.

 Однако прототипы цветочных форм всякий раз преображались фантазией мастериц. Растительные формы орнамента решались стилизованно, в плоской манере, обобщенно.  Цветы изображены сверху и сбоку. Особенно тщательно разрабатываются детали внутри цветков.

 

 

 В орнаменте вышивок встречаются листья нескольких форм: овальные, с зубчатыми краями, напоминающие листья сирени;  трилистники и пятилистники разных очертаний,  длинные листья «елочкой»,  листья с зубцами на одной стороне.

 Растительные узоры часто оживлялись изображениями ярких пестрых птиц.  Птицы могли составлять и основной узор орнаментального мотива. В основном, это изображения фазана, петуха, соловья («булбул»). Фигурки птиц решаются ярко, декоративно, они органичны и едины по своему стилю с орнаментом.

Среди зооморфных мотивов используется изображение символа, например, мотив рогов, олицетворявших силу, мужество, защиту. Мотив бараньих рогов встречается как ряд из двойной спирали в виде окантовки или в форме листьев рядами в качестве окаймляющей отделки. Под узором с бараньими рогами, особенно его спиральным вариантом, предполагают также древний космологический мотив спирали, символизирующий Вселенную, вечное движение.

 На тюбетейках вышивают и изображения горного козла,  скорпиона,  животного,  напоминающего леопарда.  Распространены изображения звериных лап или птичьих следов. Следы животного указывали путь к воде, а значит, к жизни.

 Узорное богатство тюбетеек достигается и с помощью цвета. Применялись следующие цвета и оттенки: «ок» (белый), «кора» (черный), «оч-кук» (темно-голубой), «саусан» (фиолетовый, буквально ирисовый), «бикя» (ярко-розовый), «зейноби» (зеленый теплый), «тутаки» (зеленый холодный, попугаечный, от «тути» — попугай), «сарик» (желтый), «пушти» (темно-малиновый), «шол» (красный, буквально шерстяной).

 Тесьма украшается одним или двумя повторяющимися мотивами.  Дополнительный цветовой ритм создается в ряде случаев за счет разноцветной разработки двух соседних мотивов.

 Край тюбетейки обшивается также узкой полоской черного бархата или сатина. В этом случае орнамент околыша тюбетейки является продолжением орнамента донца. 

 Узоры,  вышитые на тесьме золотой и серебряной нитью («зехи курта»), указывали на высокий социальный статус обладателя тюбетейки или на сакральность события, в связи с которым ее надевали.

 Если при пошиве мужских тюбетеек чаще всего используют черный сатин или бархат, женские тюбетейки делаются из шелка,  бархата,  парчи. Они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными однотонной или многоцветной каймой из других тканей, вышиты шелком,  бисером,  а также канителью, стеклярусом, металлическими накладками.

 Над узорами вышивки работали особо одаренные художницы-рисовальщицы, называемые «каламкаш» или «чизмакаш». Узоры наносились прямо на подготовленную ткань чернилами или тушью обычно при помощи тонко отточенной камышинки «калам».  Если ткань была темной,  узор наносился раствором желтой краски, слегка загущенной сахаром или патокой.  Помимо заостренной камышинки использовались палочки,  а также обыкновенные стальные перья.

 При вышивании узоров использовались местный шелк слабого прядения, который окрашивали в нужный цвет натуральными красителями.

 Стремление мастериц к красоте,  к совершенству возвышало их труд от ремесла до высшего искусства.  Вообще же исторически формы дуппи вышли из остроконечной тюбетейки,  которая носилась под чалмой. Само слово «тюбетейка» произошло от татарского «тюбете»:  тюбе — верх, вершина.  Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок».  К XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки.

 Таким образом, все элементы оформления узбекской тюбетейки — цвет,  линия,  символический орнаментальный знак — несут в себе важную смысловую нагрузку,  нередко связанную с такими универсальными понятиями,  как жизнь и смерть,  свет и тьма,  земля и небо,  добро и зло.

 Узбекские тюбетейки заслуженно пользуются спросом во всем мире.  Иностранные туристы стремятся приобрести эти головные уборы, как необычный сувенир,  многие даже украшают ими свой дом. 

 У гостей Узбекистана, которые хотят ознакомиться с историей тюбетеек и увидеть самые необычные их экземпляры, есть такая возможность в государственных музеях истории, искусств и прикладного искусства Узбекистана.

 А вот купить тюбетейку в личное пользование можно на любом базаре и в специальных сувенирных магазинах в туристических центрах.

По материалам узбекских изданий.

Share.