facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Сыфаты Аллаха

0

Расскажите, пожалуйста, чтобы было понятно, какие особенности имеет Всевышний. Как мне понять, какой Он? Что говорят об этом исламские источники. С уважением, Амира Зуева

Ваши вопросы касаются акыды – предмета исламского вероучения. Кратко изложим материал, касающийся «особенностей Всевышнего», как Вы назвали, но будет правильнее, если сказать, атрибутов, качеств или сыфатов Всевышнего.

Некоторые качества Всевышнего по Его действиям объединяют в группу сыфатов салби, а другую составляют сыфаты субути. Они свойственны только Аллаху и называются джаиз. Всё во власти Творца.

 

Сыфаты салби

Их также называют сыфаты танзихи, что буквально означает отдаление, отрицание. Эти качества присущи исключительно Аллаху, эти качества НЕ имеют творения. Эти сыфаты подчёркивают величие и единство Всевышнего. В одном из аятов говорится: «[Он] — творец небес и земли, Он создал вам супруг из вас самих, а также животных [супружескими] парами, и так Он воспроизводит вас. Ничто не сравнится с Ним, Он — внемлющий, зрящий» (Сура «аш-Шура», 42 / 11).

Качества Всевышнего

Вуджуд. Аллах не зависит ни от кого, потому Его и называют ваджибуль-вуджуд. Неразумно сомневаться в Его существовании. В аяте говорится: «Спроси [, Мухаммад]: «Кто даёт вам удел с неба и земли?» Или [спроси]: «Кто властен над слухом и зрением [людским] ? Кто производит из мёртвого живое и из живого мёртвое? Кто управляет [всеми] событиями?» И они ответят: «Аллах». Тогда спроси: «Неужели же вы не страшитесь [Его]? Ведь Он — Аллах, ваш истинный Господь! Что [может быть] помимо истины, если не заблуждение? Сколь [глубоко] вы заблуждаетесь!»» (Сура «Юнус», 10 / 31—32).

Кыдам. Аллах — начало всех начал. Все Его творения рождаются и умирают, но Всевышний не имеет начала существования.

Бака. Существование Аллаха бесконечно, так как Он бессмертен. Это свойство присуще только Ему и не касается установленных Им законов природы. Качества Всевышнего описаны в Коране: «Он — и первый, и последний, явный и сокровенный, Он ведает обо всем сущем» (Сура «аль-Хадит», 57 / 3).

В другом аяте сказано: «Не взывай наряду с Аллахом к другому богу. Нет бога, кроме Него! Всё сущее тленно, кроме Него. За ним — решение, и к Нему вы будете возвращены» (Сура «аль-Касас», 28 / 88).

Вахданият. Нет равного Аллаху, Он один и един. Всевышнего невозможно ни с кем сравнивать, потому что у Него нет подобия. Он не нуждается ни в чьей помощи. Аллах — единственный создатель всего сущего в мироздании, начиная с мельчайшей частицы до огромных планет. Это доказано во многих сурах: «Скажи: «Он — Аллах, единый, Аллах вечный. Он не родил и не был рождён, и нет никого, равного Ему»» (Сура «аль-Ихлас», 112 / 1—4).

Мухаляфатун лиль хавадис. Всевышний не похож ни на одно из Своих созданий. Коран подтверждает: «[Он] — творец небес и земли, Он создал вам супруг из вас самих, а также животных [супружескими] парами, и так Он воспроизводит вас. Ничто не сравнится с Ним, Он — внемлющий, зрящий» (Сура «аш-Шура», 42/ 11).

Кыям би нафсихи. Аллах существовал всегда. А бытие и смерть всех творений Всевышнего зависят только от Него. В Коране сказано: «Аллах вечный» (Сура «аль-Ихлас», 112 / 2).

Подтверждение и доказательства

Существование Аллаха доказано, а информация о Его деяниях содержится в Коране. Слышать, видеть, знать и понимать могут не только живые существа, но и Всевышний. Эти качества называются сыфаты субути.

Чтобы видеть, Аллах не нуждается ни в специальном органе, ни в какой-либо помощи. Люди могут видеть только на небольшом расстоянии и при определённом освещении. Всевышний же ведает обо всём.

Хаят (жизнь). Аллах существует вечно и даровал нам жизнь, которая имеет начало и конец. Мы приходим в этот мир, чтобы любить и творить, пополнять знания, овладевать волей. Создатель обоих миров бессмертен. О важности жизни в Коране говорится: «Аллах — нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступничать перед Ним [за кого бы то ни было]? Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает. Ему подвластны небеса и земля, Ему не в тягость их охранять. Он — Всевышний, великий» (Сура «аль-Бакара», 2 / 255).

Ильм (наука). Аллах всё знает — что было, есть и будет, явное и тайное. Ему известно, о чём думает и что творит каждый человек. Его знания несравнимы с людскими, ибо не пополняются и не уменьшаются. Люди нуждаются в учителе, книгах, в глазах, в памяти, а знания Творца всегда были и пребудут с Ним. В Коране сказано: «Аллах — нет божества, кроме него, — вечно живой, вечно сущий» (Сура «Али Имран» 3 / 2).

Сами. Всевышний всё слышит и знает обо всём, не важно, говорите вы тихо или громко. Он не нуждается в органе слуха, о чём свидетельствуют многие аяты: «Аллах внял словам женщины, которая вступила с тобой[, о Мухаммад,] в пререкания относительно своего мужа и жаловалась Аллаху. А Аллах слышал ваш разговор, ибо Аллах — слышащий, видящий» (Сура «аль-Муджаделе», 58 / 1).

Басар. Аллах всё видит, и потому ничто не останется в тайне от Него. Он может видеть все события и помыслы Своих рабов днём и ночью, где бы мы ни находились. Задумайтесь: «Слава Тому, кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему часть Наших знамений, из Заповедной мечети в Масджид аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — слышащий, видящий» (Сура «аль-Исра», 17 / 1).

Ирада (воля). Всё во Вселенной создано по воле Аллаха и всё в мире подчиняется Его желаниям и повелениям. Воля Аллаха несравнима с человеческой, ибо лежит в самом начале сотворения мира и вечна. О ней написано во многих аятах: «Скажи: «О, Аллах! Властелин царства! Ты даруешь владычество кому пожелаешь и отнимаешь владычество у кого пожелаешь; возвеличиваешь кого пожелаешь и унижаешь кого пожелаешь. В Твоей деснице — благо. Воистину, Ты над всем сущим властен» (Сура «Али Имран», 3 / 26).

Кадр (могущество). Аллах всемогущ и всесилен, ибо сотворил все создания во Вселенной. Заблуждаются те, кто не задумываются о Его бесконечной власти и не прислушиваются к аяту: «А также [создал другие] приметы, [чтобы вам выбрать верный путь]. А по звёздам люди находят верную дорогу» (Сура «ан-Нахль», 16 / 16).

Калам. Это речь и наставления Аллаха, которые он передал пророкам и ангелам. Коран тоже является Его словом. Он не нуждается в буквах и законах грамматики. В Коране сказано: «Аллах сотворил всех животных из воды. Среди них есть такие, которые ползают на брюхе, такие, которые ходят на двух ногах, и такие, которые ходят на четырёх. Аллах творит то, что пожелает, и, воистину, Аллах над всем сущим властен» (Сура «ан-Нур», 24 / 45).

Таквин. Аллах является Творцом Вселенной. Он способен уничтожить всё живое и вновь воскресить. Нет Создателя кроме Него: «Если бы из всех деревьев земли изготовили бы каламы, если к [мировому] океану прибавили бы ещё семь морей [для изготовления чернил], то их не хватило бы, чтобы исчерпать слова Аллаха. Воистину Аллах — великий, мудрый» (Сура «Лукман», 31 / 27).

В Коране сказано: «Когда Он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести: «Возникни!» — и творение возникает» (Сура «Ясин», 36 / 82).

Аят подчёркивает: «Аллах — творец всего сущего, Он — покровитель всему» (Сура «аз-Зумар», 39 / 62).

Качества мумтани

Они являются полной противоположностью сыфатам салби и субути. У Аллаха нет качеств мумтани. Например, невозможно представить, что Всевышний не существует, или что прекратится Его существование, или что Он в чем или в ком-либо нуждается и так можно подобрать все антонимы смыслов ко всем перечисленным ранее сыфатам.

Share.