facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Татарская община Москвы

0

Татарская община Москвы ведет свою историю со Средневековья. Это одна из самых древних этнических групп в городе. Об их присутствии свидетельствует топонимика: Большая Татарская улица, Большой и Малый Татарский переулки, улица Балчуг (от тюркского «балчык» — «грязь, болото, глина»).

Косвенно связаны с татарами названия Толмачевских переулков (здесь располагалось поселение переводчиков-толмачей, многие из которых были татарами и переводили с фарси, арабского и тюркских языков), Большой и Малой Ордынки (как обозначение южного направления на Орду). Но если говорить о зданиях, имеющих отношение к татарам, то они датируются XIX — началом XX века и расположены в восточных кварталах Замоскворечья.

Главную роль в татарской общине Москвы всегда играли мишари — субэтнос татар, представленный потомками выходцев из Нижегородской и Пензенской областей, Мордовии. Небольшая, но заметная часть современных московских татарских семей ведет свою историю из Касимова и окрестных деревень. Именно касимовские татары в Москве конца XIX — начала XX века составляли основу купечества и интеллигенции.

В первые десятилетия советской власти татарская община Москвы разделилась. В одной части, преимущественно состоявшей из мишарей, старались максимально долго сохранять традиционный уклад и высокую степень религиозности. В другой революция воспринималась как возможность достичь национального равноправия и обновить татарскую культуру в целом.

Представители татарской интеллигенции сотрудничали с советскими издательствами, участвовали в создании авангардного искусства (хотя основной всплеск произошел, конечно, в Казани), многие считали новую реальность развитием идей джадидизма. Важную роль в московской общине стали играть последователи политического деятеля Мирсаида Султан-Галиева (1892–1940), сочетавшего Ислам и марксизм. Пытались встроиться в новую реальность и потерявшие имущество купцы. Они были объявлены лишенцами, однако лишь малая часть решились на эмиграцию.

В 1930-е годы начался самый трагический период истории татарской общины Москвы. В апреле 1936 года был арестован имам-хатыб мечети, расположенной на Большой Татарской улице в Замоскворечье, Абдулла Хасанович Шамсутдинов; в феврале 1937 года он был расстрелян. Репрессированы были и многие потомки касимовских купеческих династий, представители интеллигенции.

После 1936 года центром татарской жизни и единственной действующей мечетью на территории Центральной России стала мечеть в Выползовом переулке 1904 года постройки. Она получила статус соборной.

Во время Великой Отечественной войны московские мусульмане собрали средства на танковую колонну для Красной армии, за что в 1944 году на имя имама соборной мечети Халила Насретдинова была отправлена телеграмма с благодарностью от Сталина, ставшая своеобразной «охранной грамотой».

В конце 1970-х, перед московской летней Олимпиадой, мечеть собирались снести, потому что рядом с ней начали строить спортивный комплекс «Олимпийский». Здание спасли московские религиозные деятели и послы арабских стран. В 2011 году Московскую соборную мечеть все же снесли, а в сентябре 2015 года на ее месте был открыт новый комплекс.

Share.