facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Цель тасаввуфа

0

 

Суть тасаввуфа заключается в оздоровлении духовного мира человека. Достигнув надлежащей нравственной степени, раб Всевышнего сумеет получить свою долю божественной любви и знаний о Творце. Ибо только так человек сможет воссоединиться с Господом.

Для этого необходимо пестовать в душе ростки любви к Аллаху. Ибо после появления любви к Творцу — мухаббатуллах — начинает формироваться познание Аллаха — марифатуллах, узнавание Всевышнего и признание Его сердцем. Тасаввуф, являющийся школой воспитания души, является нравственной опорой каждого мусульманина.

Наше бренное тело тяготеет к земному, а душа же, являющаяся одним из проявлений Всевышнего, устремлена к нравственной жизни. Поэт Д.Руми писал: «Тело имеет склонность к садам и виноградникам. Дух же стремится к мудрости, сокровенному смыслу, знаниям и к познанию Всевышнего. Душа всегда жаждет нравственности. Она постоянно тоскует по вечно живому, бессмерному и бесконечному Аллаху, который создал Вселенную. Ибо дух бесконечности — её суть и основа».

Для удовлетворения этой потребности Творец поручил пророкам выполнять три миссии:

а) сообщать и проповедовать религию Аллаха;

б) воспитывать духовность людей;

в) обучать глубинам Корана и сокровенным смыслам Вселенной.

Великие исламские учёные говорили о науке: «Знание означает понимание, постижение. Без познания не подтвердится и знание. А пределом познания является марифатуллах. Познание Всевышнего — квинтэссенция всех наук, значение которых определяется степенью их близости к этому знанию».

В Коране термин «учёный» (алим) используется для людей, познавших Всевышего. Он указывает на их благочестие, набожность и страх перед Аллахом. В аяте сказано: «Также люди, животные и скот встречаются различных цветов. Боятся Аллаха из числа Его рабов только те, которые знают [Истину]. Воистину, Аллах — Великий, Прощающий» (Сура «аль-Фатыр», 35 / 28).

Упомянутый здесь страх не выражает привычные многим панику, ужас или испуг. Это — беспокойства, которые сопровождают любовь. Они вызваны необходимостью чувствовать одобрение и опасением расстроить любимого, которые заложены не в разуме, а в сердце. В Коране обладателей знаний, которые не стали прозорливыми, названы жалкими, несчастными людьми, которые разрушают себя, предаваясь бурям своих страстей. Всевышний сравнил их с ослами, перевозящими груды книг.

Главное знание — это знание об Аллахе. Оно охватывает сокровенные смыслы и причины создания человека и Вселенной. Определение ильм-и иляхи (знание о божественном) можно легко выразить в словах, но непросто понять. Однако каждый мусульманин в меру возможностей, способностей и степени усердия способен испытать радость и удовольствие, удостоившись доли этого знания. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «О, мой Аллах! Я бессилен вознести Тебе хвалу подобающим образом — так, как Ты того заслуживаешь. Ты — такой, каким Сам восхвалил себя!» (Муслим, «Салят», 222).

Вот в чём заключается суть познания! И потому каждому из нас нужно суметь стать влюблённым и просвещённым рабом Всевышнего.

Поделиться

Оставьте комментарий