facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Женские мечети в Китае

0

Кайфын в провинции Хэнань вплоть до XIX века был одним из величайших городов мира и местом встречи народов и религий. В узких переулках Старого города можно встретить буддийские и даосские храмы, святилища богини милосердия, всегда кишащие людьми. Есть христианские церкви и мусульманские мечети – обе религии появились здесь еще в VII веке. Есть даже последние остатки китайской еврейской общины, которая пришла из Персии и, возможно, Йемена в эпоху династии Сун.

Но самым удивительным можно назвать мечети только для женщин, в которых служат женщины-имамы. Главная из таких мечетей Кайфына, расположенная на аллее Ванцзя, находится рядом с Центральной мужской мечетью, через переулок, вдоль которого выстроились продуктовые лавки с дымящимися супницами и пекарями в белых колпаках, продающими местный пряный хлеб.

Она считается самой старой из сохранившихся женских мечетей в Кайфыне, и была построена в 1820 году. Молитвенный зал – не более чем просторная гостиная, устланная коврами. Он едва ли вмещает более 50 человек, но это одно из самых красивых мест поклонения, которые я видел.

Имамом здесь является Го Цзинфан, которую обучал ее отец, имам мужской мечети. Когда-то мусульманка работала на фабрике, но после пяти лет учебы стала ахонгом – женщиной-имамом, хотя видит свою основную задачу в обучении женщин чтению Корана и основам религии.

Го Цзинфан рассматривает женские мечети как китайскую традицию. Особенно сильна она в провинции Хэнань: только в Кайфыне таких мечетей насчитывается 16, еще десятки находятся в сельской местности вокруг, наряду с небольшими учебными заведениями в крупном Чжэнчжоу и в некоторых небольших городах. Еще больше их на юге, в Юньнани и на севере, но в Синьцзяне, где проживают уйгуры, следующие среднеазиатским традициям Ислама, таких мечетей нет.

Как появилась традиция женских мечетей? Мы должны вернуться к основанию династии Мин в конце XIV в., когда мусульманская община, до этого имевшая статус привилегированных гостей в Китае, внезапно превратилась в беспокойное и угнетенное меньшинство. В ответ на монгольскую оккупацию первые правители династии Мин объявили войну против национальных меньшинств. Последние вызывали враждебность и подозрительность и подвергались жестокой политике ассимиляции.

Таким образом, XV век был почти катастрофическим для Ислама в Китае. Но в конце XVI века положение улучшилось, и среди мусульман началось новое движение, возрождение культуры и образования. Помимо прочего, они осознали, насколько важную роль женщины могут играть в сохранении и передаче веры.

Таким образом, женские мечети появились как результат двух тенденций в китайском мусульманском мире – необходимости сохранить общину и стремления к женскому образованию. По словам Го Цзинфан, сначала появились медресе для женщин, а к XVIII веке они превратились в полноценные мечети.

«Когда наши матери были девочками, это было единственное место, где мусульманки из бедных семей могли получить образование», – рассказывает одна из прихожанок.

Майкл Вуд

Share.