Нравственное воспитание совершенствует личность человека, находящегося в невежестве. Этот путь является одним из проявлений и великим благом для богобоязненных людей, так как без имана немыслимо обретение истинного знания. Путь нравственного совершенствования помогает духовному росту мусульманина и открывает глаза немусульман, позволяя им увидеть подлинную красоту Ислама.
Все знания подобны зернам. Оставленное в амбаре семечко не даст урожай, и точно так же знания, сосредоточенные на книжных полках, не принесут пользы. Посаженное в землю зерно вырастет и даст колос, а со временем может стать полем. Ростки Истины станут садами духовности в сердцах, что позволит познать сладость тайн и мудрости.
В Исламе фетвы подобны фундаменту, а богобоязненность – самому зданию. Нравственное совершенствование объединяет эти составляющие и развивает еще более ответственный подход ко всем делам и обязанностям через раскрытие сути человека, мироздания, смыслов Священного Корана.
Нравственное воспитание – это потребность духа и сердца, и потому в достаточной мере должно присутствовать в жизни каждого мусульманина. И потому вопрос: «А можно ли без него?» равносилен высказыванию: «А можно ли прожить мусульманину без основ Ислама, тафсира, хадисов, каляма, фикха и других наук?» Если считать путь нравственного совершенствования ненужным, то тогда придется обойтись без искренности (ихляса), богобоязненности (таква), усмирения нафса и очищения сердца, покорности Аллаху.
Человек, ничего не знающий о нравственном воспитании, однако живущий в соответствии с нормами морали, может считаться мусульманином, так как таква, зухд (аскетизм) и ихсан являются близкими понятиями. Названия — это только терминология. Наилучшим воплощением всех этих качеств стал Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и сахабы, впитавшие его высокую духовность и ставшие выдающимися личностями.
Покой, умиротворение и счастье зависит от нравственности человека, поэтому каждому рабу Всевышнего необходимо пройти школу духовного воспитания. Ведь сердце способно обрести знания и мудрость, постичь Истину и совершенствоваться лишь практическим путем.
Даже пророки, прежде чем получить Откровение, проходили соответствующую подготовку. Чтобы сердце раскрылось для восприятия Слова Всевышнего, нужно избавиться от черствости и обрести чуткость. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) совершал итикаф в пещере Хира. Пророк Муса (алейхиссалям) перед тем, как удостоиться беседы с Аллахом, сорок дней держал пост, находясь на горе Синай. Пророк Юсуф (алейхиссалям) до того, как стать правителем Египта, двенадцать лет провел в тюрьме, пройдя все ступени воздержания, борьбы за веру и трудностей. В результате его сердце обрело совершенство, избавившись от всего, кроме Аллаха.
До совершения Мираджа Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) был раскрыт тайный смысл этого события в суре «аш-Шарх». Его грудь освободилась от тяжести, а сердце очистилось и наполнилось духовным знанием, ибо в Мирадже он созерцал Аллаха, череду утонченных явлений и образов, восприятие которых недоступно грубому сердцу.
Если даже пророки нуждались в очищении сердец, что говорить о простых людях. Ибо невозможно увидеть ясную картину через запотевшее стекло. Чтобы сердце стало чутким и восприимчивым к божественной мудрости, ему необходимо избавиться от духовной грязи. Ведь Всевышний повелевает: «В тот день, когда не пригодятся ни богатство, ни сыновья, кроме как тем, которые предстанут перед Аллахом с чистым сердцем» (Сура «аш-Шу’ара», 26 / 88 — 89).
Нравственное воспитание нужно для того, чтобы обрести «кальби салим» (непорочное сердце), которое начинает получать наслаждение от созерцания и восприятия невидимых истин. Поэт Д. Руми получил высшее образование в области естественных наук в медресе Сельджуков и говорил: «Я сырой». Когда ему, находящемуся на пути марифатуллах, открылась книга Вселенной и стали видны скрытые в ней сокровища, он говорил: «Я испекся». Когда он постиг Источник всей любви этого мира, то сказал: «Я сгорел».
Каждому мусульманину предстоит проделать огромную работу для достижения совершенства сердца. Эта истина подтверждается примерами из жизни сахабов. В эпоху джахилии они, следуя традициям, могли закапывать живыми в землю своих новорожденных дочерей, но после духовного воспитания Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) их жестокие сердца обрели милость и сострадание. Они без раздумий жертвовали свои души и имущество ради Аллаха. Современным мусульманам также предстоит пройти школу нравственного воспитания.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)