facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ислам в Турции

1

Тюрки, приняв Ислам, в VIII веке переселились из Средней Азии на запад по экономическим, политическим, культурным, социальным и военным причинам. Они создали на севере государство Аббасидов и в южных районах Анатолии — провинцию Авасим. В 1071 году, после победы императора великих сельджуков Альпа Арслана над Византийской империей, тюрки стали расселяться по всей Анатолии.

В последние годы правления Сельджуков племя Кайы, от которого ведут род современные турки, обрело положение государства. Оно стало называться Османской империей. В 1356 году тюрки под командованием старшего сына Орхана Гази, Сулеймана Паши, перейдя из Галиполи в Румелию, покорили ее и принесли Ислам. А в 1453 году султан Мехмед II, захватив Константинополь, положил конец Византийскому государству.

От имени султана духовной властью страны управлял шейх-уль-ислам — высшее мусульманское духовное лицо Османской империи. Высшее духовенство, алимы, состояло из кадиев — судей в мусульманских судах, муфтиев — исламских богословов и мюдеррисов — преподавателей медресе. Шейх-уль-ислам обладал исключительным правом толковать решение властей империи с точки зрения Корана и шариата, а также издавал фетвы.

Ислам играл неоднозначную роль в развитии Османской империи. Зачастую страдавшие от религиозного мракобесия европейцы находили убежище у османского султана. В XV веке духовными и некоторыми гражданскими делами стали ведать религиозные общины. Патриархи греко-православной и армяно-григорианской общин, а также главный раввин иудейской общины были поставлены как посредники между султаном и немусульманским населением.

В XIX веке султан предпринял реформу, основанную на заимствовании европейской государственной и правовой систем. В ее основе реформы лежала Маджалла — кодификация исламского права ханафитского толка.

В 1850-х годах мусульмане составляли в Стамбуле лишь 44% населения. Однако в 1478 году в городе жило 58,11% мусульман и 41,89% немусульман. В 1520-1530 годах это соотношение выглядело так же: мусульман — 58,3% и немусульман — 41,7%. Путешественники отмечали примерно то же соотношение и в XVII веке.

В XVIII веке Османская империя начала приходить в упадок. Хотя в 1877 году султан Абдулхалид II и ввел в стране впервые конституционную монархию, однако его власть продлилась недолго. Возникшая в 1911 году война в Траблусе, в 1912 году — конфликт на Балканах, а в 1914-1918 годах Первая мировая война погубили Османскую империю. Во главе национального освободительного движения был Мустафа Кемаль Паша, решивший создать новое государство.

Анатолийские тюрки, завершив под командованием Мустафы Кемаля Паши освободительную войну победой 20 августа 1922 года, обеспечили подписание 1 октября 1922 года перемирия в Муданье. 29 октября 1923 года была образована Турецкая республика во главе с Ататюрком и упразднен халифат.

Во Второй мировой войне Турция участия не принимала. В 1945 году были предприняты действия по переходу от однопартийной к многопартийной системе и попытки привнести демократическую систему правления в стране. С этой целью власти опубликовали закон о выборах.

Несмотря на то, что после реформ Ататюрка Турция официально считается светским государством, религия в этой стране имеет важное значение. Ислам в Турции — первая по числу приверженцев и значению религия в Турции. По последним данным, 99,8 % населения страны являются мусульманами. Около 80 % из них — сунниты, а шииты-алевиты составляют около 20 % населения.

Согласно социологическим исследованиям, к верующим себя относят 67% женщин, что на 10% выше, чем среди мужчин. Религиозность более распространена в сельских поселениях (71%), нежели в городах, хотя в последние годы эта тенденция меняется.

Весной 2012 года парламент Турции одобрил законопроект, предусматривающий преподавание Корана, Сунны, а также арабского языка как факультативных предметов в начальной и средней школе.

Турция является первой мусульманской страной, которая в 1925 году официально запретила носить женщинам хиджаб. Попытки отменить запрет предпринимались несколько раз и увенчались успехом лишь в 2010 году. Спустя три года был снят и запрет на ношение мусульманского платка в государственных учреждениях и старших классах государственных школ.

В марте 2015 года Высший военный суд Турции аннулировал запрет на ношение платка родственниками (супругами, дочерьми и матерями) военнослужащих на территории казарм и армейской социальной инфраструктуры.

Share.