facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Адаб как нравственный компонент исламской культуры

0

Ислам позволяет умме сберечь духовные традиции в условиях глобализации. Адаб, как сложное морально-этическое явление, выступает основой нравственного компонента мусульманской общины, обеспечивая духовное и телесное здоровье личности.

Современные социокультурные тенденции исламских народов позволяют говорить о том, что духовные традиции продолжают играть весьма существенную роль. Несмотря на интеграцию с техногенной цивилизацией, исламская умма сохраняет нравственные парадигмы жизнедеятельности, основанные на Коране и Сунне. Адаб позволяет сохранить душевную чистоту мусульманина как высшую ценность перед Аллахом.

Мусульманский адаб, одно их основополагающих понятий исламской культуры, имеет неоднозначное трактование. Существуют два подхода к содержанию исламского адаба. Первое, общепринятое, понимание заключается в том, что он олицетворяет культуру поведения верующего, исходящую из исламского учения. В данном случае – это комплекс норм и правил, регулирующий поведение личности в семье и обществе. Например, татары и башкиры Волго-Уральского региона, традиционно исповедующих Ислам, называли «эдебсиз» мальчиков и девочек, которые вели себя шумно, не соблюдали нормы гигиены, не слушались взрослых. Это понятие происходит от «эдэб», то есть адаб, в данном случае – правила поведения детей.

В «Арабо-татарско-русском словаре» адаб (эдэб) переводится как «воспитание, хороший нрав». Адаб – это то, что отличает человека от других творений Всевышнего. Люди с помощью крепкой веры, утончённых манер, чуткости, сострадания и богобоязненности способны обрести положение, при котором Аллах будет ими доволен. Прекрасные качества мусульман обозначает понятие «адаб» – внутренняя культура поведения, находящая своё проявление во внешнем: вежливость, деликатность, тактичность, предупредительность».

Иная точка зрения обосновывается авторами «Энциклопедии Кругосвет». В их понимании адаб — это «оформившееся в IX в. направление в арабо-исламской культуре, означающее воспитание через литературу «похвального образа поведения», унаследованного от предков. «Адиб – это литератор, взявший на себя обязанность заниматься совершенствованием наиболее деятельной части общества». Таким образом, основу культуры адаба составляла литература, включающая сочинения на моральные темы.

Такое понимание сущности адаба приводит к тому, что между европейской этикой и исламским кодексом поведения границы исчезают. В данном случае он проявляется как результат деятельности человеческого разума, где нет места для трансцендентального компонента, без которого адаб невозможен. Только страх перед Всевышним, мысль об ответственности за свои деяния в Судный День позволяет держать личность в рамках нравственности. В этом заключается сущность исламского адаба, предназначение которого – создать условия для духовного и физического саморазвития человека.

Мы придерживаемся именно этой точки зрения: адаб есть единственно реальный регулятор жизнедеятельности людей, обеспечивающий духовное и физическое здоровье человека и прогресс цивилизации. Такое понимание природы адаба принадлежит современному исследователю Мусе Кязым Гюльчуру. По его мнению, «слово «адаб» — арабского происхождения, которое переводится как «уважение». По мере использования оно приобрело значение «воспитание» и так укоренилось в тюркском языке.

Адаб – это обретение второй натуры благодаря религиозным принципам или обретение душой постоянства. Ислам делает людей воспитанными, благопристойными». Закономерно, что адаб выражается в благовоспитанности, что невозможно без достижения духовной степени ихсан, т. е. сознания постоянного нахождения под властью Всевышнего. Таким образом, жизнь Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) представляет собой парадигму поведения миллионов людей в умме. Отсюда мы приходим к выводу, что в более узком значении благовоспитанность – это тщательное следование его манере поведения и Сунне.

Иллюзорные удовольствия являются частью тактики Иблиса, стремящегося отвлечь людей от служения Аллаху. Отсюда становится понятным стремление Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) уберечь мусульман от происков шайтана. Истинный мусульманин, прежде всего, повинуется Всевышнему и Его посланнику, которые обеспечивают ему переход от прихотей нафса к высокой нравственности. Согласно хадису Бухари, он сказал: «Клянусь тем, в Чьей длани душа моя, не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше чем любит своего отца и своих детей».

Сущность адаба выражается в разных понятиях. Когда родители или взрослые дают оценку поведению детей, то часто применяют понятия «ахляк» и «холык». При этом татары и башкиры, не изучавшие арабский язык, воспринимают их как синонимы. Если же обратиться к арабской филологии, то ахляк представляет собой множественное число слова хульк, выражающего сущность морали и нравственности. При этом хульк – это определенное свойство человеческой души, которое мы называем «нравственностью». Кроме того, хульк также переводится как «природа и натура». Она либо даст хорошие плоды, либо приведет к плохим последствиям.

Среди множества определений, данных слову ахляк, т. е. нравственность, мораль, самым распространённым является следующее: «Мораль – это некое свойство, занимающее постоянное место в человеческом нафсе (т. е. в собственном естестве), и посредством которого без нужды в умственном напряжении появляются на свет действия и поступки».

В Исламе нравственные качества личности делятся на две группы: добрые и плохие. Хорошие черты и их проявления называют благопристойностью, добронравием. Противные Всевышнему черты и их проявления называют (среди татар и башкир ахляксызлык, холыксызлык) плохой моралью, безнравственностью, неэтичностью. Закономерно, что достоинство, скромность и щедрость – это результат доброго нрава. Отсюда низость, высокомерие и алчность – это проявления дурного характера.

Согласно исламской теологии, «ахляк – это привычки человека, которые проявляются в поступках и отношениях с окружающими. Выделяют два вида привычек: полезные и вредные. Чтобы обрести довольство Всевышнего, необходимо избавляться от скверных привычек и шаг за шагом приучать себя к великой нравственности Ислама, совершая благие, праведные поступки».

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) часто говорил о том, что его миссия — в совершенствовании нравов. Нет сомнений в том, что Всевышнему близок тот человек, который обладает высокой нравственностью, то есть ахляком. Сущность Ислама заключается в соединении небесного и земного, материального и духовного, божественного и сотворенного и помощи человеку в движении от животных инстинктов к любви к Творцу. Такая задача достигается сочетанием богослужений с воспитанием высоких нравственных качеств.

Человек приближается к Аллаху посредством очищения души и формирования безупречной нравственности, освобождения от стремлений нафса. Соблюдение принципа Единобожия, когда верующий единственной реальностью мира признает любовь к Всевышнему, сдерживание инстинктов, совершение молитвы, пост и другие требования приближают мусульман к Аллаху.

В современном обществе усиливается тенденция возрождения языческих принципов. Они проявляются в том, что на первое место выходят ценности, связанные с властью, статусом и материальным богатством. Ревизия основ мусульманской культуры в эгоистических целях и игнорирование нравственных парадигм Ислама, выраженных в Коране и Сунне, вызывают фундаментальную трансформацию вероучения. Поэтому развитие адаба посредством выполнения богослужений — это высшая, стратегическая цель современных мусульман, которая поможет обеспечить дальнейший прогресс.

Подготовили М.Т. Якупов, Н.С. Шутова

Share.