facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Что такое тарикат?

0

Тарикат — это путь познания Бога. Тарикатом также называют этап духовного совершенствования, следующий за шариатом и предшествующий хакике. Тарикат в свою очередь делится на ряд макамов.

Тарикат призывает мусульман строить всю свою жизнь согласно шариату. В нём есть различные предписания: правила молитвы, работы, отдыха, отношений с окружающими, поведение в тех или иных ситуациях, вплоть до утреннего подъёма и вечернего отхода ко сну. Тарикат учит человека поминать Всевышнего даже в те моменты, когда он занимается мирскими делами.

Исламские алимы убеждены: ничто из созданного Аллахом не достойно того, чтобы занимать наши мысли и вытеснять размышления о Всевышнем. Тарикат призывает исключительно к поклонению Аллаху.

Первые тарикаты начали создаваться в XII века в разных уголках исламского мира. Одни из наиболее известных были основаны Абдулкадиром Гейлани и Ахмадом Рифаи.

Сначала понятие «тарикат» означало отречение от суеты бытия ради ахирата, воспитание духовных сил человека. То есть, складывалась определённая система, которая позволяла бы человеку контролировать свои силы и нафс. Позднее тарикатом стали называть комплекс нравственных и общественных правил, которым следуют люди на пути духовного совершенствования.

Появление и распространение тарикатов имеет две причины: духовную и социальную. Духовная заключена в самой сущности Ислама: в Коране и Сунне, в жизни сподвижников и захидов. Общественная же причина в том, что устремления тасаввуфа в духовную сферу со временем стал достоянием народа: представители всех социальных слоев начали испытывать к нему большой интерес.

Человек, вступивший на путь тариката, получал воспитание под руководством духовного наставника. Обучение происходило в специальных учреждениях — текке и завия. Учителей нравственности называли шейхами. При вступлении на путь духовного совершенствования в некоторых тарикатах существовал обряд инициации. Адепт должен был произнести бай’а — клятву верности, после чего ему вручалась хирка, суфийское облачение, и тадж, колпак дервиша. Основная часть церемонии состояла в том, что ученик вкладывал руку в руку шейха — так происходила передача бараката (благодати).

Целью тарикатов является спасение человека от влияния мирского и устремление к потребностям внутреннего мира, помощь в постижении абсолютной истины. Можно сказать, что тарикат — это путь от внешних проявлений шариата к его сущности.

Существует деление тарикатов на три большие группы: ахйар, абрар и шуттар.

а) Тарикат ахйар — это путь, по которому следуют люди, имеющие склонность к совершению добрых дел и поклонению. Они стараются приблизиться к Всевышнему с помощью дополнительных богослужений (нафиль).

б) Тарикат абрар — это путь очищения нафса и борьбы с земными страстями. Это выбор тех, кто правдив и верен в своих отношениях с людьми и Всевышним. Такие люди берут за основу борьбу с нафсом, чтобы достигнуть чистоты духа.

в) Тарикат шуттар — это дорога тех, кто любит Аллаха. На этот путь ученики встают с духовным подъёмом и воодушевлением. Этому тарикату не может следовать тот, кто не познал любви.

Существует разница между мазхабами и тарикатами. Первые занимаются сферой фикха и акыдой. А тарики следуют в тасаввуфе выбранному тарикату плюс следуют определённому мазхабу в фикхе и акыде. Например, суннитские тарикаты следуют суннитским мазхабам. Взятые из Корана и Сунны принципы тариката подлежат исполнению после выполнения обязанностей по шариату. Присяга мюрида своему шейху берёт начало от клятвы сахабов Пророку (саллялаху алейхи ва саллям). Этот ритуал напоминает как о присяге сподвижников, так и о клятве всех душ перед Аллахом в «аляст безми» (мире душ).

Шейх, связанный цепью преемственности с Пророком (саллялаху алейхи ва саллям) даёт своему ученику духовную силу. Наставник может оказывать нравственное и психологическое воздействие на мюридов. Так его лучшие качества переходят к ученику и происходит духовное взаимовлияние. В хадисе сказано: «Му’мин является зеркалом му’мина».

В тарикатах и текке шейх и мюриды считали друг друга одной большой семьёй. Наставник находится на положении отца по отношению к своим мюридам. Ученики также обращаются друг к другу «брат» и воспринимают себя как детей одного духовного отца. А члены мусульманской уммы, согласно Корану, братья друг другу.

Share.