Вакфы (благотворительные фонды) на протяжении всей истории исламского мира выполняли важные задачи по укреплению взаимопомощи, удовлетворению социальных потребностей и поддержания справедливого порядка в мусульманских обществах. Благодаря вакфам даже бедные слои населения могли получить доступ к образованию, здравоохранению, обеспечить себя жильем и т. п.
Вакф или вукуф – в мусульманском праве это имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество. Вакфы имели достаточно сложную организацию. В связи с этим существовала целая система терминов, характеризирующих их деятельность.
Вакфия — устав вакфа.
Вакиф — учредитель вакфа.
Девир-хан — лицо, которое в соответствии с уставом вакфа в пятницу или другой день читает «аль-Мульк» или какую-то другую суру Корана перед полуденным намазом.
Джаби-и вакф — лицо, ответственное за сбор доходов вакфа. В зависимости от размера вакфа их могло быть несколько.
Аб-кеш — буквально с персидского языка переводится как «черпающий воду». Лицо, поставляющее воду для учреждений, входящих в вакф.
Акар — недвижимое имущество вакфа, такое как здания, земля, сады.
Амин-и махзан — лицо, отвечающее за предметы первой необходимости, лекарства, продукты и т. п. в деятельности таких учреждений, как больницы, благотворительные столовые (имаратхане).
Джамакия — месячное жалование, чаевые, которые выделялись из доходов вакфа его служащим.
Дирхам-и джайид — это словосочетание с арабского языка переводится как «правильные дирхамы» и означает дирхемы из чистого серебра. Сумма 10 дирхам-и джайид считалась минимальной стоимостью материальных ценностей, при воровстве которых человек привлекался к уголовной ответственности. Если сумма ущерба составляла десять дирхемов не из чистого серебра, то это не считалось воровством.
Вакф-и дийани — вакф, созданный исключительно для поклонения, например вакфы мечетей.
Вакф-и аизза – это множественное число арабского слова «азиз» «дорогой; святой; священный; ценный». В данном случае это означало людей, которые отказались от соблазнов мира и власти, посвятив себя духовности. Они управлялись особыми попечителями без вмешательства администрации вакфа.
Аль-Ахваджу фаль-Ахвадж — «ахвадж» с арабского языка переводится как «самые нуждающиеся», а «аль-Ахваджу фаль-Ахвадж – «нуждающиеся из нуждающихся». В уставе вакфа могло присутствовать условие, что он оказывает помощь только «аль-Ахваджу фаль-Ахвадж».
Гараз-и вакиф — переводится как «намерение учредителя вакфа». Выражения в уставе вакфа всегда трактовались в том смысле, какой подразумевал учредитель вакфа.
Хаббаз — этот термин, встречающийся в уставах вакфов благотворительных столовых, больниц и т. п. означал, что данное учреждение выпекает хлеб.
Хадама-и вакф — служащие вакфа, такие как имамы, проповедники, муэдзины, учителя.
Хайрат — материальные ценности, как движимое, так и недвижимое имущество, которые жертвуют в вакф люди ради довольства Аллаха, как например, библиотеки, мечети, книги, носилки для покойников и т. п.
Иджаб-и вакф — заявление, произносимое во время акта установления вакфа. В зависимости от обычаев того или иного региона это могли быть разные фразы. Вакф не может быть создан при наличии только намерения учредителя, без его оглашения.
Имарат, имаратхане — благотворительные столовые при медресе, мечетях, где питались студенты и нуждающиеся.
Кендумкуб — работники, которые перемалывали пшеницу для таких учреждений, как имаратхане и больницы. В уставах некоторых вакфов эта работа упоминается отдельно, и за нее полагается зарплата.
Мани ан-нукуш — работники, обязанностью которых было следить за тем, чтобы на стены мечетей, медресе, гробниц и других подобных зданий не наносили рисунки и надписи. Должность упоминалась в уставах вакфов, и за нее полагалась плата.
Сикайа — превращенные в вакф источники для обеспечения водой людей и животных, такие как колодцы, родники, бассейны.
Нукуд-и маукуфа — деньги, превращенные в вакф. Хотя в вакф, как правило, превращали недвижимое имущество, в соответствии с традициями в некоторых регионах это могли быть и деньги.