facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Что такое тасаввуф?

0

Для того чтобы стать совершенным мусульманином, необходимо достичь гармонии материального и духовного, разума и сердца, формы и содержания. Поэтому Ислам призывает упорядочить не только повседневную жизнь, но и внутренний мир человека.

Это единственная цель тасаввуфа, но она поистине глобальна. Тасаввуф — это школа воспитания му`мина, поступками и мыслями которого доволен Всевышний. Верующим необходимо усердие сердца и разума, чтобы жить согласно предписаниям Ислама, ясно понимая все четыре ступени духовного развития: шариат, тарикат, хакикат и марифат. 

Эти положения можно разъяснить на простом примере отношения к пище. В Исламе существует понятие исраф — расточительство. Согласно шариату, исрафом считается продолжение трапезы после того как наелся. В тарикате исраф — кушать до ощущения полной сытости. По хакикату расточительством называют приём пищи в забвении Всевышнего. Марифат ко всему перечисленному добавляет трапезы без видения проявлений божественной милости, потому всё в этом мире является доказательством бесконечной Силы и Всемогущества Аллаха.

Тасаввуф — это глубина и основа веры. Если из религии убрать составляющие тасаввуфа — таква и осознание повелений Всевышнего, то останутся лишь заученные движения и поверхностные правила. Но, с другой стороны, если с лёгкостью относиться к соблюдению принципов, правил, постановлений Всевышнего, не придавая значения ритуалам, то это свидетельствует о непонимании сути тасаввуфа. Люди, которые руководствуются принципом «главное — чтобы сердце было чистым», а богослужение можно не совершать, поддаются уловкам нафса и отвергают не только основы тасаввуфа, но и Ислама.

Порой мусульмане без подобающего адаба и знаний относятся к школе Д.Руми, к тарикату Мевлевия. Они не способны целостно воспринимать написанное этим великим мутасаввуфом произведение «Маснави». Некоторые люди, причисляющие себя к последователям тариката, далеки от таква и по невежеству искажают суть его методов. Кружение дервишей, которое называется сема, — это восхваление, зикр Всевышнему, но порой оно воспринимается и представлено как некое фольклорное, сценическое действие. Истинный тасаввуф не может существовать без Ислама, так как призывает к усердию воплощать в жизни переданные Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) знания о законах и сути вещей.

Посланник Всевышнего Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) достиг вершины нравственной зрелости, но при этом до последнего часа не прекращал выполнять обязанностей, возложенных на него Всевышним. Мы, его последователи должны брать пример вне зависимости от духовного уровня и подчиняться всем предписаниям Корана и Сунны. Шариат, который состоит из внешних и нравственных законов, — стержень Ислама. Но религиозная жизнь не ограничивается механическим, бездушным исполнением обрядов. Сердце и разум человека изначально стремятся достигнуть гармонии, поэтому верующим нельзя делать выбор между эмоциональным и рациональным в религии.

Тасаввуф — это жизнь в вере, полная любви, благодати, духовности и здравого смысла, пример которой показали Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и сахабы. Тасаввуф — это путь тех, кто хочет глубже понять Ислам и суть своего существования. Его также можно назвать духовной школой, куда поступают те, кто хочет обуздать свой нафс, это очищение сердца и стремление к исламской нравственности.

Милостивый Всевышний передал людям религию и дал возможность воспринимать её. Некоторые Его рабы способны глубоко понять сущность веры. Аллах словно открыл путь тем, кто намерен взрастить уровень духовности с помощью дополнительных богослужений, зухда, таква, ихсана. Истинные му`мины живут с сознанием того, что Всевышний всегда наблюдает за ними. Человек, день за днём совершенствуя нравственность, идёт по пути, который и называют тасаввуф.

Тасаввуф — это твёрдое знание и выполнение предписаний Корана и Сунны. Этот путь ведёт к внутренней борьбе и укрощению вольнолюбивого нафса. Нафс должен подвергнуться воспитанию, а верующий — сражаться с ним и надеяться на победу.

Тасаввуф — это строгая дисциплина и путь, на котором человек отдаляется от неугодного Всевышнему. Поэтому мусульманин выбирает жизнь в таква. Смысл наших испытаний — способность человека стать искренним рабом Аллаха, обрести баракат и духовность, свет и энергию глубокой веры. Тасаввуф — это возможность стать праведником, который достиг Всевышнего через искреннюю любовь и знания о Нём.

Тасаввуф — устойчивость искренних сердец, способность оставаться добрым, нравственным, понимающим человеком, покорным рабом Всевышнего несмотря на порой непростую жизнь. Мусульманин, получивший воспитание в школе тасаввуфа, научится сохранять бодрость духа и освободится от ложных привязанностей. Зная, что истинная жизнь в Ахирате, верующий не позволит течениям суетного мира превратить себя в щепку.

Тасаввуф — это жизнь в таква. Му`мину следует знать всё о Пророке (салляллаху алейхи ва саллям), понимать и ценить его нравственность, а также стараться самому обрести столь же высокие духовные качества, выполнять внешние и внутренние предписания Ислама. Любое другое учение, если не базируется на основах Корана и Сунны, не может считаться тасаввуфом. 

Поделиться

Оставьте комментарий