facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Имам Бухари

0

Бухари Мухаммад бин Исмаил, автор сборника хадисов «Сахих» аль-Бухари  — один из величайших мухаддисов  в истории Ислама, родился в пятницу днём 13 шавваля 194 года по Хиджре, то есть 20 июля 810 года, в городе Бухаре. Отец будущего имама Бухари был благочестивым человеком, который обучался хадисам у известного алима Малика бин Анаса. Мать аль-Бухари была женщиной набожной и знаменитой тем, что её молитвы принимались Всевышним. Его отец умер, когда имам Бухари  был маленьким, и многие книги отца перешли к нему по наследству.

 

 Учёба Бухари

 В десятилетнем возрасте мальчик приступил к изучению хадисов от бухарских мухаддисов (знатоков хадисов). Уже через год он начал поправлять своего учителя, когда тот передавал хадисы.  Мухаммад был одним из самых лучших и дисциплинированных учеников, обладал уникальной памятью: к 16 годам уже знал наизусть все существующие книги хадисов. В тот же год он вместе с матерью и братом Ахмадом отправился в Хадж. После этого аль-Бухари попросил разрешения матери остаться в Мекке и продолжил изучение хадисов. Он учился у самых знаменитых мухаддисов, затем посетил все известные в то время центры исламских наук. В Багдаде юноша восемь раз встречался с Ахмадом бин Ханбалем, величайшим знатоком хадисов, ходил пять раз в Басру, неоднократно побывал в городе Белхе (что находится на территории современного Афганистана), и в Египте. В Дамаске он получал знания от Абу Мусхира, в Хиджазе оставался 6 лет. Имам изучал хадисы у знаменитого хафиза Яхъи бин Мунхари в Нишапуре. Сам он отмечал, что записал и принял хадисы от 1800 учителей. В знаменитом произведении о жизни Бухари отмечено, что в книге Бухари «Сахих», то есть в сборнике хадисов «Сахих», приведены имена 309 знаменитых мухаддисов, даты их смерти и города, в которых они жили. У самого имам Бухари было 90 тысяч учеников, о чём писали его последователи: имам Муслим, Тирмизи, Абу Хатим, Абу Зурра Ар-Рази, Мухаммад бин Насыр аль-Мервази, Салих Дазерре, Ибн Хузайма и многие другие.

 Знания Бухари

Из всех своих странствий за знаниями Бухари приносил книги, и таким образом у него собралась огромная коллекция рукописей. Исследователи отмечали, что во время путешествий ученый многие книги носил с собой. Однажды прислуга пожаловалась на то, что в его комнате невозможно шагнуть, столь много было в ней фолиантов. После чего имам Бухари проснулся ночью и посчитал количество хадисов, которые он записал вместе с цепочками передач. Их оказалось 200 тысяч! Однако Мухаммад доверял бумаге не все хадисы — большую часть знал наизусть. Об его уникальной памяти ходили легенды. Известна история, произошедшая в Багдаде. Как рассказывал Ибн Ади, когда Бухари пришел в этот город, известные учёные мухаддисы решили проверить его знания. Они собрали 100 хадисов и поменяли у текстов цепочки передач, затем 10 человек начали спрашивать у Бухари текст хадиса и его источники в присутствии многих людей и алимов из разных исламских стран. Имам Бухари послушал хадисы и заявил, что перепутаны сами тексты и цепочка их передач. После чего он пересказал наизусть тексты всех ста хадисов с их иснадом. И все мусульмане, которые с недоверием относились к знаниям этого алима, воочию убедились в силе и крепости его памяти.

Известны записи, что его дела вел другой человек, сам же мухаддис Бухари был целиком погружён в науку. Ученики рассказывали, что Бухари любил стрелять из лука и был таким метким, что за всю свою жизнь только дважды промахнулся. Известно, что он также писал стихи. Его учитель Нуам бин Хамма говорил о том, что Бухари является факихом (то есть знающим право) этой уммы. Учёные — его современники очень уважали его, а многие признавались, что им гордятся как величайшим мудрецом. Еще когда имам Бухари был молод, один из известных факихов того времени Исхак бин Ракху говорил ученикам: «Берите у этого юноши хадисы». Имам Муслим так выражал свою любовь к нему: «На тебя могут обижаться и злиться только те, кто не может тебя вынести. Я считаю это свидетельством того, что на этой земле нет подобного тебе обладателя знаний». Ибн Хузайма говорил: «Под этим небесным сводом я не встречал никого, кто лучше Бухари знал хадисы Пророка и мог их объяснить».

 Нравственность имама Бухари

Бухари был среднего роста, худощавым, обладал многими прекрасными качествами. Но два из них отмечали все — он мало говорил и никогда не завидовал. Мухаммад был добрым, скромным в еде, не придавал значения мирским делам. Однажды некто занял у него 25 тысяч дирхемов и долго не возвращал деньги. Друзья посоветовали обратиться к судье, но Бухари возразил: «Если я попрошу помощи у властей, тогда они смогут потребовать дать фетву по тем вопросам, в которых заинтересованы. Я не могу продать свою религию ради суетного». Но друзья его все-таки сообщили чиновникам. Когда об этом узнал Бухари, он написал письмо с просьбой не наказывать должника и составил договор, в котором оговаривал ежегодные выплаты по 10 дирхемов.

 Xадисы аль-Бухари

Бухари стал самым выдающимся из всех мухаддисов, потому что он собрал в один сборник все достоверные хадисы за три века после Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Сборник хадисов Бухари принят  всеми мухаддисами и в цепочке передач хадисов нет сомнений, поэтому его сборник достоверных хадисов стал авторитетнейшим источником знаний по Исламу после Корана. Принцип выбора хадисов заключался в том, что цепочку передатчиков Бухари прослеживал очень чётко и внимательно. Он считал хадис достоверным, если все мухаддисы жили в одно и то же время и часто виделись, если их мнения относительно того или иного текста совпадали. Бухари мог уловить даже малейшее отклонение в значении и понимании того или иного слова из хадиса. И поэтому тщательно перепроверял их через большое количество передатчиков. Имам Бухари собирал в отдельные разделы хадисы, передававшие те или иные вопросы исламского правоведения, фикха. Поэтому один и тот же текст в зависимости от его значения был размещён в различных сводах хадисов, и ориентироваться в сборнике Бухари было намного проще. Более того, как и все мухаддисы, он отмечал в одном из разделов книги, по какому принципу выбирал хадисы. Бухари критиковал некоторых равиев – передатчиков хадисов. Например, он отмечал, что некий Абу Лейла является садук (правдивым), однако этот передатчик не мог отличить подлинный текст от искажённого. Бухари подчеркивал, что ни в коем случае не брал хадисы от него и ему подобных. Об этом говорил и Тирмизи (Тирмизи, «Салят», 152). Алим обязательно записывал имя передатчика хадисов, его прозвище, родословную и то, каким образом он изучал хадис и откуда его узнал. Бухари вносил в книгу хадис, только если в результате всестороннего опроса получал удовлетворяющие его ответы, в противном случае он тексты не брал. Он был очень принципиальным в выборе хадисов. Однако были такие мухаддисы, с которыми он был знаком лично,  брал  от них хадисы, но в сборниках других алимов нет  хадисов от них. Таких мухаддисов 435. Восемьдесят из них со временем стали признаваться недостоверными.

 Книги Бухари

Современники отмечали, что книги Бухари переписывал по три раза. Он давал своим ученикам прочесть рукопись, затем добавлял или убирал некоторые разделы, и так поступал трижды. Первую книгу Бухари написал, когда ему не было еще 20 лет, и как он сам говорил, — у изголовья могилы Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Этот труд назывался «Ат-Тарих аль- Кабир». После чего его учитель Ибн Абу Хатим ар-Рази указал в своём произведении найденные в этой книге ошибки, сделав исправления. Известно из истории, что первое творение Бухари доводил до совершенства, переписывая множество раз в течение всей своей жизни. В этой книге Бухари помещены хадисы от сахабов Пророка, описаны истории передатчиков и уровни доверия к ним. Таким образом учёный исследовал 13 тысяч равви. Было также издано пояснение к «ат-Тарих  аль-Кабир». Эта книга не дошла до наших дней целиком, некоторые части рукописи хранятся в Индии.

Самое выдающееся произведение Бухари — сборник хадисов «Аль-Джамиус-Сахих», в котором содержится 600 тысяч хадисов. Он работал над ним в течение 16 лет, и прежде чем приступить к написанию хоть одного хадиса, обязательно совершал полное омовение, а после него два ракаата намаза. Книгу, в народе известную как «Сахих» Бухари, он начал писать на родине, продолжил в Мекке, Медине и Басре. По уровню чистоты знаний, удобной методике этот труд лучший среди исламских источников и был много раз переиздан в Египте, Индии, Европе, Турции.

Последующие книги имама Бухари были посвящены описанию равиев и исследованиям того, как один и тот же хадис без изменений передавался из уст в уста с подтверждением многих свидетелей.

 Народное признание имама Бухари

Простые мусульмане любили имама Бухари и стремились получить от него новые сведения и разъяснения. Он щедро делился знаниями, однако всегда сторонился людей власти и отвечал отказом, когда его приглашали на какое-либо собрание во дворец. Когда жителям Нишапура стало известно о том, что знаменитый имам идёт в их город, они вышли его встречать на расстояние трёх дней пути. После этого Бухари направился в Белх, а затем — в Бухару. Неподалеку от Самарканда в городе Хартанк он навестил своих родственников, но там заболел. В 256 году по Хиджре  в ночь на праздник Рамадан он умер, а на следующий день, в пятницу 1 сентября был похоронен. О его семье известно лишь то, что у него был один сын.

Share.