facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Иудейки в шалях в Иерусалиме

0

Каждый человек по-разному определяет для себя, что такое скромная одежда. Большинство мужчин считают, что если у женщины из-под одежды не выглядывает нижнее белье, то она одета достаточно скромно.

 

Однажды в Бейт-Шемеше мне довелось наблюдать странное зрелище — по улице передвигался какой-то странный куль. Я с опаской подошел поближе и увидел: то, что я принял за куль, было полностью закутанной в покрывало женщиной. Признаться, я напрягся… Из мусульман в Израиле обитают только сунниты, а они выглядят иначе. Подобных женщин, от макушки до пят закутанных в шаль (на фарси она называется чачван), мне доводилось видеть в Лондоне. Это были жены правоверных шиитов. В Иране подобные “кули” — дело заурядное и никого не удивляет.

Тогда я еще не знал, что подобным образом наряжаются и израильтянки из так называемой секты шалей. Эта шаль, в которую полностью закутывается женщина, называется в Израиле буркой, хотя обычную бурку — “стоячую” меховую шубу без рукавов — она ничуть не напоминает.

Время от времени бурки вызывают волну негодования в Израиле, особенно в среде ультраортодоксов. Последняя такая волна прокатилась на этой неделе, в связи с чем израильские газеты разразились целой серией публикаций (впрочем, весьма поверхностных) на тему секты шалей. Поскольку мне было известно, откуда ветер дует, я решил выяснить, откуда взялись сектантки, на какие законы или постановления они опираются и кто именно скрывается под черными шалями.

В Иерусалиме мне говорили, что сектанток подначивает “Нетурей карта” — наиболее экстремистская группировка среди ультраортодоксов. Я поговорил с членами “Нетурей карта”, и к моему удивлению, это оказалось вовсе не так. Сами “Стражи города” (так переводится с арамейского название группы) резко протестуют против женщин-сектанток. Однако давайте по порядку.

Иудаизм требует от женщины одеваться скромно (впрочем, как и любая другая религия). Существует правило, согласно которому мужчина не должен видеть ни единого волоска на голове женщины. Выполняют это правило по-разному — некоторые женщины надевают парик, так что даже и не поймешь, что волосы не свои, другие довольствуются платком, повязывая им голову… Чтобы быть уверенными в том, что ни один волосок не выглядывает из-под парика, многие женщины бреют голову начисто, а уже потом надевают парик. Жены хасидов “Толдот Аарон” и некоторых близких к ним дворов поверх гладко выбритой головы повязывают косынку. Ранее считалось, что никого религиознее и скромнее представителей “Толдот Аарон” просто не существует.

Однако 6 лет назад в Бейт-Шемеше появилась группа женщин, которая, выходя на улицу, стала целиком закутываться в шаль. Поначалу из этого “куля” наружу выглядывало только лицо, иначе женщины просто не могли бы ходить.

Надо сказать, что появление этих “кулей” было встречено ультраортодоксами неоднозначно. Кто-то резко протестовал — дескать, все, что требуется от женщин, уже записано в Галахе. Однако глава раввинатского суда “Эда харедит” (“Община богобоязненных”) рав Вайс выпустил постановление, в котором признал похвальным стремление женщин, похожих на куль, к скромности.

Неофициальной главой секты считается некая женщина из Бейт-Шемеша, имя которой известно израильской прессе. Пару лет назад ее обвинили в издевательствах над собственными детьми. В газетах ее прозвали “мамаша Талибан”. Судя по тому, что мне удалось узнать, женщина эта немного не в своем уме. До обвинительного приговора ее дело, кстати, так и не дошло.

Три года назад участницы секты шалей стали шить аналоги чачванов и полностью закутываться в них, выходя на улицу. Толчком к этому, как считают, послужила маленькая брошюра рава Даниэля Битона “Не оставляй Тору матери своей”. В этой брошюре рав Битон приводит доводы в пользу того, что подобным образом одевались еврейки в древности.

Рав Битон называет себя приверженцем “Нетурей карта” и является яростным противником существования еврейского государства. В самой группе утверждают, что рав не имеет к ним отношения. Впрочем, сложность здесь состоит в том, что “Нетурей карта”, подобно многим хасидским дворам, не имеет формального членства. Ее приверженцы не имеют членских билетов и не платят ежегодные взносы, поэтому любой желающий может с полным основанием называть себя членом “Нетурей карта”.

Однако кое-какие формальные признаки принадлежности к этой группе все же имеются, и на них я хочу обратить ваше внимание. Подавляющее большинство “нетурейкартовцев” — ашкеназские евреи. Более того, почти все они — выходцы из Венгрии. А вот рав Битон — выходец из Марокко. Возможно, ему и доводилось видеть женщин, полностью закутанных в паранджу (так в Марокко ходят туареги), однако к еврейкам это не имеет никакого отношения.

Правда, старое, еще советское, издание “Всемирной истории” (1955 год) говорит: “Свободные женщины (в Палестине 10 века до новой эры. — А.Р.) носили на голове длинное покрывало, которым прикрывали лицо”.

Между тем, появление на улицах шалей (или бурок) привело в ярость именно самую ортодоксальную часть ультраортодоксальной общины. Получалось, что их женщины нескромно одеваются. Нет худшего оскорбления для хареди!

Тем временем число бурок на улице росло. Согласно данным ультраортодоксальной общины, сегодня по улицам Иерусалима, Бейт-Шемеша и Цфата разгуливают до 500 представительниц секты шалей.

Постепенно эти сектантки сделали следующий шаг — начали напяливать паранджу на своих малолетних дочек, начиная с шестилетнего возраста. Среди ультраортодоксов это не принято. Ультраортодоксальные школы запретили девочкам ходить в школу в подобном виде. Тогда “мамаши-бурки” открыли частные классы. По моим сведениям, сегодня в Израиле функционирует не менее 4 частных школ, в которых учатся дочери сектанток.

Члены “Нетурей карта” утверждают, что женщины эти ходят в бурках даже дома и в микве, часто отказывают своим мужьям в интимных отношениях, а также препятствуют общению между братьями и сестрами — дескать, это нескромно. Проверить их слова я не могу, поскольку в женской микве не бываю. Однако они не кажутся мне чересчур уж недостоверными.

Члены секты живут под невероятным психологическим прессингом. С одной стороны, ультраортодоксальная община не принимает их — законы и обычаи ультраортодоксов уже, в основном, устоялись, и они крайне негативно относятся к любым новшествам. С другой стороны, светская часть населения, вполне привыкшая к виду харедим, глядит на бурки с нескрываемым ужасом.

Откуда же взялись на наших улицах эти женщины, завернутые в шали с головы до ног? Почему они утверждают, что так ходили их матери? Ответ: врут. Ни их матери, ни их бабушки и прабабушки так не ходили. Возможно, еврейки выглядели так три тысячи лет тому назад.

Подавляющее большинство “бурок” — это женщины, вернувшиеся к религии. Их мужья обучаются в коллелях, домашними делами практически не занимаются и влиять на своих жен попросту не могут. Впервые “бурки” появились на наших улицах 3 года назад. А матери большинства этих женщин — обычные женщины, ведущие светский образ жизни.

Будет ли развиваться секта шалей? Станет ли привычным для нас вид женщины, похожей на куль, ведущей за руку свою маленькую дочь, похожую на кулёк? Подобных устрожений не знает даже шиитский, фундаменталистский Иран!

Думаю, вряд ли у этой секты есть будущее. Абсолютное большинство раввинов резко против хождения в бурках, а вне общины ни один ультраортодокс существовать не может. Шали не являются требованием еврейского религиозного законодательства, скорее всего речь идет о приступе религиозного помешательства, подобного пляскам святого Витта в средневековой Европе.

Я предпочитаю не высказывать свое мнение по вопросам религии, поэтому просто процитирую Любавичского ребе. Когда ему рассказали о каком-то хасиде, который придумывал для себя все новые и новые устрожения, ребе сказал: “Надо быть религиозным, а не сумасшедшим”.

Источник: kontinent.org

Share.