facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Исламские корни современных больниц

0

В то время как в Европе в Средние века больных изгоняли в специальные заведения за городскими воротами, в которых они были изолированы от общества и, в основном, зависели от милости богатых благотворителей, в исламском мире культивировался иной подход к пациентам.

Если почитать описания арабских и персидских путешественников, врачей и ученых, то создается впечатление, что больницы в исламском мире иногда больше напоминали реабилитационные центры или духовные оазисы благополучия. Арабский поэт и путешественник Ибн Джубайр (1145-1217) сравнил больницу аль-Муктадири на берегу реки Тигр с «королевским дворцом, где предлагаются все удобства».

В этот период больницы в крупных мусульманских мегаполисах, таких как Дамаск, Каир, Кордова, Багдад, переживали свой расцвет. При аббасидском халифе Харуне ар-Рашиде (763-809) в Багдаде, как говорят, было несколько сотен больниц. Применявшиеся в них высокие этические стандарты позволяют считать их предшественницами современных лечебных центров.

Здесь предлагали не только бесплатное лечение и лекарства, но и еду и проживание в чистых помещениях. Больницы имели светское управление, врачи лечили всех людей независимо от этнической и религиозной принадлежности. По закону им было запрещено отказывать обездоленным или путешественникам. Помимо мусульман, в больницах также работали еврейские и христианские врачи.

Устав больницы Калаун, построенной в XIII веке мамлюкским султаном Калауном в Каире, гласит: «В больнице должны содержаться все пациенты, мужчины и женщины, до тех пор, пока они полностью не выздоровеют. Все расходы несет больница, независимо от того, приезжают ли люди издалека или нет, являются ли они местными жителями или иностранцами, сильными или слабыми, низкими или высокими, богатыми или бедными, занятыми или безработными, слепыми или больными, физически или психически больными, образованными или неграмотными».

Испанский профессор Виктор Паллеха де Бустинца пишет, что, как и богатые люди, так и нищие в Багдаде могли быть прооперированы великими медиками.

Больницы были разделены на отдельные палаты и отделения, например инфекционных, глазных заболеваний, для хирургических и нехирургических случаев. Ар-Рази создал первое психиатрическое отделение в больнице в Багдаде, хотя в то время христианский мир верил, что психически больные люди одержимы дьяволом. Мужчины и женщины размещались отдельно, а ухаживал за ними мужской и женский персонал соответственно.

Большинство больниц располагались в непосредственной близости от университетов, поэтому студенты-медики сопровождали врачей на обходах и вели медицинскую документацию.

Врачи в то время придавали большое значение психическому здоровью пациентов. Это также отразилось на оформлении и атмосфере больниц, с чем можно познакомиться в описаниях современников или увидеть в сохранившихся больницах в Дамаске или Каире. Фонтан в зеленом дворе, плеск воды и теплые солнечные лучи должны были оказывать успокаивающее воздействие на пациентов. В больницах осуществлялось лечение с помощью музыки, для чего здесь имелись свои штатные музыканты. В некоторых описаниях бимаристанов также упоминается аромат цветов жасмина.

Мусульманские врачи имели понятие о гигиене. Перед строительством новой больницы в Багдаде аббасидский халиф аль-Муктафи (875-908) попросил ар-Рази найти для нее самое лучшее место. Тот развесил куски свежего мяса в различных районах города, а через несколько дней проверил степень их испорченности. Место, где мясо меньше всего подверглось гниению, ар-Рази и назвал самым подходящим для нового госпиталя.

Это почти утопическая система функционировала благодаря вакфам – благотворительным фондам. Уплата закята или обязательной милостыни является религиозной обязанностью мусульман и считается одним из пяти столпов Ислама. Таким образом, государственные больницы финансировались в основном за счет пожертвований богатых благотворителей.

Дунья Рамадан

Share.